Пересечение ул. Гагарина — ул. Суворова — ул. Кулакова, г. Пенза

  • Рубрика записи:Перекрестки

Сбор средств на финансирование проектных работ

Фонд «Прикладная наука» объявляет сбор средств на финансирование проектных работ по разработке новой схемы организации дорожного движения, а также управления светофорными объектами на данном перекрестке.
Для помощи разработке проекта достаточно указать любую сумму, перечислить в фонд «Прикладная наука» любыми способами: банковской картой, через QR-код, безналичным банковским переводом или по ссылке.

Реквизиты счёта для перечисления пожертвований
Получатель
Наименование: ФОНД «ПРИКЛАДНАЯ НАУКА»
ИНН: 7708447173
КПП: 770801001
ОГРН: 1257700047439
Расчётный счёт: 40703 810 9 3871 0000222
Банк получателя
Наименование: ПАО Сбербанк
БИК: 044525225
Корсчёт: 30101 810 4 0000 0000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001

Назначение платежа: На мероприятие по организации дорожного движения № 11

Оптимизация схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Кулакова — ул. Суворова – ул. Гагарина города Пензы

Содержание

1 Цели и задачи работы 3

1.1 Цели работы 3

1.2 Задачи работы 3

2 Анализ существующего режима функционирования перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова 4

2.1 Организация дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза 4

2.1.1 Существующая схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза 4

2.1.2 Схема светофорного регулирования на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова 8

2.1.3 Натурные наблюдения за режимом функционирования перекрестка ул. Гагарина – ул. Суворова – ул. Кулакова при помощи беспилотного летательного аппарата 9

2.1.4 Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза 14

2.2 Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова 17

2.3 Выводы о существующей схеме организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова 22

3 Разработка проектной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова 25

3.1 Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова 25

3.2 Анализ результатов моделирования проектного варианта организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова 29

3.3 Выводы о проектном варианте организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова 31

4 Сравнительный анализ эффективности функционирования исследуемого перекрестка при моделировании существующей ситуации и проектного варианта на перекрестке ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова 33

5 Выводы 34

Приложение 1 38

Цели и задачи работы

Цели работы

  • Разработать оптимальную схему организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза.

Задачи работы

  • Провести сбор исходных данных на перекрёстке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза. Получить данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков. Получить данные об организации светофорного регулирования. Подготовить схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза, включающие основные элементы (количество полос; направления движения по полосам; наличие пешеходных переходов, светофорного регулирования, выездов на прилегающие территории; схема фаз светофорного регулирования).
  • Провести микромоделирование транспортных потоков при существующей ситуации. Провести анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза при существующей ситуации.
  • Разработать проектную схему организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза.
  • Провести микромоделирование транспортных потоков при проектном варианте. Провести анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза при проектном варианте.
  • Провести сравнительный анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова при существующей ситуации и проектном варианте по следующим параметрам:
  • среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
  • средняя скорость транспортных потоков (км/час);
  • полное время в пути (час);
  • общее время задержки (час);
  • общее время остановок (час);
  • количество остановок;
  • количество транспортных средств в сети;
  • количество выехавших транспортных средств;
  • среднее число остановок транспортного средства.
  • Сделать выводы о целесообразности изменения организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза.

Анализ существующего режима функционирования перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова

Организация дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза

      1. Существующая схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза

Для проведения моделирования существующей схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова в городе Пенза использовались исходные данные, полученные из открытых источников информации.

Для определения конфигурации перекрестка и количества полос на подъездах к перекрестку использовались Yandex-карты. На рисунке 1 представлен существующий въезд на перекресток с ул. Гагарина (с севера), который осуществляется в пять полос движения. При этом направления по полосам следующие: первая полоса только направо; вторая и третья полоса – только прямо; четвертая и пятая полоса – только налево.

Рисунок 1 — Въезд на перекресток ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова с севера

На рисунке 2 представлен существующий въезд на исследуемый перекресток с ул. Суворова с восточной стороны. Въезд осуществляется с двух полос движения, при этом по первой полосе движение осуществляется прямо и направо; по второй – прямо и налево.

Рисунок 2 — Въезд на перекресток ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова с востока

На рисунке 3 представлен существующий въезд на исследуемый перекресток с ул. Кулакова с южной стороны. Въезд осуществляется с четырех полос движения: с первой полосы разрешен проезд прямо и направо; вторая и третья полосы позволяют проезжать только прямо; четвертая полоса — только налево.

Рисунок 3 — Въезд на перекресток ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова с юга

На рисунке 4 представлен существующий въезд на исследуемый перекресток с ул. Суворова с западной стороны. Въезд осуществляется с двух полос движения: с первой полосы разрешен проезд прямо и направо; вторая полоса позволяет проезжать прямо и налево.

Рисунок 4 — Въезд на перекресток ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова с запада

В северной части ул. Гагарина расположен нерегулируемый пешеходный переход.

К особенностям данного перекрестка можно отнести его большую площадь. Так, расстояние от стоп-линии светофорного объекта до конца перекрестка для транспортных средств, следующих по ул. Гагарина прямо, составляет около 80 метров. Для направления с востока ул. Суворова прямо – примерно 96 метров; с запада ул. Суворова прямо – около 100 метров. Для транспортных средств, следующих прямо по ул. Кулакова, расстояние от стоп-линии светофорного объекта до конца перекрестка равняется примерно 83 метрам.

Схема движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова представлена на рисунке 5. На рисунке 5 схематично представлено количество полос движения на въездах и выездах с перекрестка, а также разрешенные направления движения для каждой полосы. Также на схеме представлены пешеходные переходы и стоп-линии светофорного объекта.

Рисунок 5 — Схема организации движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

      1. Схема светофорного регулирования на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Сбор данных о светофорном регулировании проводился при помощи видеосъемки светофорных головок для каждого направления движения. В результате обработки полученных данных была составлена схема светофорного регулирования, включающая информацию о разрешенных направлениях движения для каждой фазы, а также продолжительность каждой фазы. Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 — Схема фаз светофорного регулирования на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

      1. Натурные наблюдения за режимом функционирования перекрестка ул. Гагарина – ул. Суворова – ул. Кулакова при помощи беспилотного летательного аппарата

Съемка перекрестка ул. Гагарина – ул. Суворова – ул. Кулакова проводилась с высоты 210 метров. Видеосъемка осуществлялась при помощи беспилотного летательного аппарата, оснащенного камерой высокой разрешающей способности.

Видеосъемка с высоты 210 метров проводилась на перекрестке ул. Гагарина – ул. Суворова – ул. Кулакова с целью оценки движения транспортных средств по перекрестку, а именно: выявления на нем конфликтных зон (пересечений транспортных и пешеходных потоков), а также с целью определения длины очередей из транспортных средств перед зонами перестроения и стоп-линиями светофорных объектов.

Полученные видеофрагменты позволили выявить некоторые особенности в движении транспортных средств на перекрестке.

Было выявлено, что в настоящее время на перекрестке наблюдаются очереди из транспортных средств, следующих с запада ул. Суворова.

Рисунок 7 — Фотография перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова с беспилотного летательного аппарата. Очередь на западном направлении ул. Суворова

Затруднения в движении в виде кратковременных остановок транспортных средств наблюдаются также перед нерегулируемым пешеходным переходом в северной части перекрестка (через ул. Гагарина).

Рисунок 8 — Фотография перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова с беспилотного летательного аппарата. Нерегулируемый пешеходный переход в северной части перекрестка

Кроме того, на перекрестке наблюдаются периодические нарушения правил дорожного движения. Так, транспортные средства, следующие с востока ул. Суворова, направо, в сторону Толтиковского путепровода, пересекают сплошную линию разметки, отделяющую проезжую часть ул. Гагарина от ул. Дзержинского, вне мест разрыва сплошной линии разметки вне мест разрыва линии.

Рисунок 9 — Фотография перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова с беспилотного летательного аппарата. Нарушение правил дорожного движения транспортными средствами

Также данную сплошную линию разметки, вне мест разрыва линии, пересекают транспортные средства, следующие с ул. Гагарина на ул. Дзержинского.

Рисунок 10 — Фотография перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова с беспилотного летательного аппарата. Нарушение правил дорожного движения транспортными средствами

Кроме того, пересечения сплошной линии разметки, вне мест разрыва линии наблюдаются при движении транспортных средств с ул. Кулакова на ул. Дзержинского.

Рисунок 11 — Фотография перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова с беспилотного летательного аппарата. Нарушение правил дорожного движения транспортными средствами

Также подобные нарушения наблюдаются при повороте транспортных средств с запада ул. Суворова на ул. Дзержинского.

Рисунок 12 — Фотография перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова с беспилотного летательного аппарата. Нарушение правил дорожного движения транспортными средствами

      1. Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, г. Пенза

Исходными материалами для разработки проектной схемы организации дорожного движения являются схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова, а также данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков и их распределение по соответствующим направлениям. Обследование интенсивностей движения транспортных и пешеходных потоков проводились как для утреннего (08:30-09:30), так и для вечернего часа пик (18:00-19:00).

Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на исследуемом перекрестке для утреннего и вечернего часа пик были получены посредством натурного наблюдения. Данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова представлены на рисунках 13 и 14.

Рисунок 13 — Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова утренний час пик

Общий объем транспортных средств на перекрестке в утренний час пик составляет порядка 4200 ТС/час. Общий объем пешеходов на исследуемом перекрестке в утренний час пик составляет 422 чел/час.

Рисунок 14 — Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова вечерний час пик

Общий объем транспортных средств на перекрестке в вечерний час пик составляет порядка 4650 ТС/час. Общий объем пешеходов на исследуемом перекрестке в вечерний час пик составляет 1450 чел/час.

В последующем данные об интенсивностях движения транспортных потоков, представленные на рисунках 13 и 14, будут использоваться при моделировании существующей ситуации и проектного варианта.

Так как общий объем транспортных средств и пешеходов для вечернего часа пик выше, чем для утреннего, то для моделирования будет выбран вечерний час пик.

2.2 Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Имитационное моделирование существующей ситуации и проектного варианта проводилось с помощью программного комплекса PTV Vision VISSIM, разработанного немецкой компанией PTV AG.

Имитационное моделирование проводилось для вечернего часа пик (18:00-19:00).

Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова показало, что в вечерний час пик на перекрестке возникают очереди из транспортных средств, следующих с запада ул. Суворова (Рисунок 15).

Рисунок 15 — Фрагмент имитации существующей ситуации в вечерний час пик (771-ая секунда имитации)

Также при проведении моделирования были заданы особенности движения транспортных средств, наблюдаемые на этапе получения исходных данных (в частности, нарушения правил дорожного движения — пересечение сплошной линии разметки вне мест разрыва линии между проезжими частями ул. Гагарина и ул. Дзержинского, — транспортными средствами, следующими со всех направлений) (Рисунки 16-18).

Рисунок 16 — Фрагмент имитации существующей ситуации в вечерний час пик (822-ая секунда имитации)

Рисунок 17 — Фрагмент имитации существующей ситуации в вечерний час пик (876-ая секунда имитации)

Рисунок 18 — Фрагмент имитации существующей ситуации в вечерний час пик (902-ая секунда имитации)

Кроме того, были выявлены затруднения в движении в виде кратковременных остановок транспортных средств перед нерегулируемым пешеходным переходом на севере рассматриваемого участка (Рисунок 19).

Рисунок 19 — Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (922-ая секунда имитации)

Также в ходе моделирования было выявлено, что для транспортных средств, следующих с ул. Гагарина прямо, на проезд перекрестка требуется примерно 6 секунд; для транспортных средств, следующих с ул. Кулакова прямо – примерно 8 секунд; для транспортных средств, следующих с запада ул. Суворова прямо – 8 секунд; для следующих с востока ул. Суворова прямо 6,8 секунд.

По результатам моделирования был проведен анализ существующей ситуации по следующим параметрам в вечерний час пик:

  • Среднее время задержки всех транспортных средств (сек) – среднее арифметическое время задержки транспортных средств. Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути;
  • Средняя скорость транспортных потоков (км/час) – среднее арифметическое скоростей всех транспортных средств на участке сети в ходе имитации;
  • Количество транспортных средств в сети – среднее количество транспортных средств, постоянно находящихся в сети;
  • Количество выехавших транспортных средств – определяет количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел за час в каждом возможном направлении;
  • Среднее число остановок транспортного средства – среднее арифметическое число остановок транспортных средств за время имитации.

Результаты анализа существующей ситуации на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова для вечернего часа пик приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ результатов моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (18:00-19:00)

Параметр

Существующая ситуация

Количество не введенных ТС

0

Количество транспортных средств в сети

110

Количество выехавших транспортных средств

5440

Среднее время простоя транспортного средства [с] [s]

27,206

Cреднее число остановок транспортного средства

1,044

Средняя скорость [км/ч]

14,965

Среднее время задержки транспортного средства [с] [s]

39,908

Из таблицы 1 видно, что в вечерний час пик средняя скорость на перекрестке равняется примерно 15 км/ч; среднее время задержки – 39 секунд.

2.3 Выводы о существующей схеме организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Для корректной оценки существующей схемы организации дорожного движения на перекрестке специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была собрана исходная информация об организации дорожного движения на перекрестке, в том числе:

  • Количество полос в каждом направлении;
  • Направления движения для каждой полосы;
  • Наличие пешеходных переходов;
  • Наличие светофорных объектов.

Также была собрана информация о светофорном регулировании, в том числе количество и продолжительность фаз; разрешенные направления движения для каждой фазы.

Кроме того, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была собрана информация об интенсивностях движения транспортных потоков и их распределении по направлениям перекрестка.

Также для оценки движения по перекрестку была использована видеосъемка, произведенная при помощи беспилотного летательного аппарата с высоты 210 метров. В ходе оценки движения были выявлены следующие особенности в движении транспортных средств по перекрестку:

  • На западе ул. Суворова выявлены значительные очереди из транспортных средств. Очереди возникают, в том числе из-за того, что транспортным средствам требуется много времени на проезд перекрестка.
  • На перекрестке нарушаются правила дорожного движения. Так, транспортные средства, следующие со всех направлений, пересекают сплошную линию разметки, которая разделяет проезжие части ул. Гагарина и ул. Дзержинского.
  • Дополнительные остановки возникают перед нерегулируемым пешеходным переходом на севере ул. Гагарина.

Было проведено моделирование существующей ситуации на перекрестке. Моделирование позволило оценить время, требующееся транспортным средствам на проезд перекрестка. Дело в том, что при получении данных об организации дорожного движения было выявлено, что перекресток имеет большую площадь. Это, по опыту рассмотрения других подобных участков, влечет за собой продолжительное время проезда перекрестка.

В ходе моделирования было выявлено, что для транспортных средств, следующих с ул. Гагарина прямо, на проезд перекрестка требуется примерно 6 секунд; для транспортных средств, следующих с ул. Кулакова прямо – примерно 8 секунд; для транспортных средств, следующих с запада ул. Суворова прямо – 8 секунд; для следующих с востока ул. Суворова прямо 6,8 секунд.

В результате сбора натурных данных о движении транспортных средств по перекрестку и моделирования движения транспортных средств были выделены основные особенности в движении транспортных средств:

  1. Нарушения транспортными средствами правил дорожного движения (пересечение сплошной линии разметки вне мест разрыва линии, разделяющей проезжие части ул. Гагарина и ул. Дзержинского);
  2. Остановки транспортных средств перед нерегулируемым пешеходным переходом в северной части ул. Гагарина;
  3. Продолжительное время проезда перекрестка в прямых направлениях.

Для оптимизации движения была разработана проектная схема организации дорожного движения, предусматривающая изменение конфигурации перекрестка (его реконструкцию). При этом изменения конфигурации направлены на:

  • сужение пересечения проезжих частей ул. Гагарина и ул. Дзержинского;
  • уменьшение площади перекрестка ул. Гагарина – ул. Суворова – ул. Кулакова;
  • уменьшение спроса на нерегулируемый пешеходный переход в северной части ул. Гагарина.

Разработка проектной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова была разработана специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». В ходе разработки проектной схемы организации дорожного движения учитывались конструктивные особенности перекрестка. Так, было принято решение сохранить все существующие газоны. Существующее избыточное асфальтовое покрытие и замощение предлагается использовать как парковочное пространство. Отдельные неиспользуемые и не участвующие в реализации движения транспорт и пешеходов общественные пространства использовать под элементы благоустройства, что повысит привлекательность данного перекрестка для движения пешеходов.

Таким образом, в проектной схеме организации дорожного движения предлагается:

1. Перекресток уменьшить в размерах, на освободившемся месте организовать:

1) парковочное пространство (две парковки в юго-западной и юго-восточной части перекрестка на 5 и 4 машиноместа соответственно);

2) парковочное пространство на участке ул. Дзержинского от пересечения ее с ул. Суворова до начала островка безопасности на данной улице (на 38 парковочных мест). К данной парковке предусмотрен въезд с ул. Дзержинского, при этом участок ул. Дзержинского переводится в двусторонний режим для возможности выезда с парковки как на ул. Дзержиниского, так и на ул. Гагарина;

3) выделенную полосу для движения направо с ул. Гагарина. При этом, через выделенную полосу осуществляется нерегулируемый пешеходный переход. Однако, при реализации проектной схемы организации дорожного движения есть возможность включить данный пешеходный переход в светофорное регулирование перекрестка, обустроив при этом дополнительную светофорную головку и стоп-линию перед пешеходным переходом.

2. Обустроить дополнительный пешеходный переход вблизи перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова через ул. Гагарина. Данное изменение сократит интенсивность движения пешеходных потоков, следующих через нерегулируемый пешеходный переход в северной части ул. Гагарина, что положительно повлияет на движение транспортных средств. Так, при сокращении количества пешеходов, переходящих ул. Гагарина, будет возникать меньше ситуаций, при которых транспортным средствам придется уступать дорогу пешеходам. Новый пешеходный переход необходимо обустроить островком безопасности, что рекомендуется при обустройстве пешеходного движения через проезжие части, содержащие более трех полос движения в одном направлении.

3. Изменить режим светофорного регулирования (включить в фазу для движения транспортных средств по ул. Суворова пешеходный переход в северной части перекрестка), и установить дополнительные светофорные головки для данного пешеходного перехода.

Все описанные предложения по организации дорожного движения для проектной схемы организации дорожного движения приведены на рисунке 20.

Рисунок 20 – Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Параметры светофорного регулирования при проектной схеме организации дорожного движения определяются последовательным набором фаз, представленным на рисунке 21.

Рисунок 21 — Схема фаз светофорного регулирования при проектной схеме организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Также специалистами ООО Агентство дорожной информации РАДАР была создана схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки. Схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки представлена в Приложении 1. Данную схему рекомендуется использовать при реализации проектной схемы организации дорожного движения.

Анализ результатов моделирования проектного варианта организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

В ходе моделирования было выявлено, что движение транспортных средств, следующих на ул. Дзержинского с ул. Гагарина, ул. Кулакова и запада ул. Суворова, стало осуществляться более упорядоченно. Так, при существующей схеме организации дорожного движения водители транспортных средств были вынуждены нарушать правила дорожного движения (пересекать сплошную линию разметки, отделяющую ул. Гагарина и ул. Дзержинского, вне мест разрыва линии). Проектный вариант позволяет отказаться от сплошной линии разметки за счет уменьшения площади пересечения ул. Гагарина – ул. Дзержинского.

Рисунок 22 — Фрагмент имитации проектного варианта в вечерний час пик (529-ая секунда имитации)

Кроме того, сокращаются задержки транспортных средств вблизи нерегулируемого пешеходного перехода. Это связано с обустройством дополнительного пешеходного перехода через ул. Гагарина непосредственно на перекрестке ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова. Так, было принято, что для пешеходов новый пешеходный переход окажется более удобным для использования, и пешеходы начнут пользоваться им (Рисунок 23).

Рисунок 23 — Фрагмент имитации проектного варианта в вечерний час пик (314-ая секунда имитации)

Также было определено время проезда перекрестка транспортными средствами в прямых направлениях. Так, для транспортных средств, следующих с востока ул. Суворова, проезд перекрестка в прямом направлении составляет 4 секунды; для направления с ул. Кулакова прямо –3 секунды; с запада ул. Суворова прямо –5 секунд; с ул. Гагарина прямо – 4 секунды.

По результатам моделирования был проведен анализ проектного варианта по следующим параметрам в вечерний час пик. Результаты анализа проектного варианта на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова для вечернего часа пик приведены в таблице 2.

Таблица 2Анализ результатов моделирования проектного варианта в вечерний час пик (18:00-19:00)

Параметр

Проектный вариант

Количество не введенных ТС

0

Количество транспортных средств в сети

103

Количество выехавших транспортных средств

5447

Среднее время простоя транспортного средства [с] [s]

22,584

Cреднее число остановок транспортного средства

0,86

Средняя скорость [км/ч]

16,73

Среднее время задержки транспортного средства [с] [s]

32,506

Выводы о проектном варианте организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова

Проектный вариант был разработан специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». Проектный вариант был разработан с целью оптимизации движения на перекрестке. При разработке проектного варианта специалистами преследовались следующие цели:

  • упорядочить движение транспортных средств в направлении ул. Дзержинского,
  • сократить время проезда перекрестка,
  • уменьшить спрос на нерегулируемый пешеходный переход в северной части ул. Гагарина.

Был разработан проектный вариант, предусматривающий:

а) Уменьшение в размерах перекрестка ул. Гагарина – ул. Суворова – ул. Кулакова. При этом на освободившемся месте была предусмотрена организация:

1) парковочного пространства (две парковки в юго-западной и юго-восточной части перекрестка на 5 и 4 машиноместа соответственно)

2) парковочного пространства на участке ул. Дзержинского от пересечения ее с ул. Суворова до начала островка безопасности на данной улице;

3) выделенной полосы для движения направо с ул. Гагарина. Для безопасности пешеходов можно предусмотреть светофорный объект, регулирующий движение транспортных и пешеходных потоков

б) Обустройство дополнительного пешеходного перехода на перекрестке на ул. Гагарина. Данное изменение сократит интенсивность движения пешеходных потоков, следующих через нерегулируемый пешеходный переход в северной части ул. Гагарина, что положительно повлияет на движение транспортных средств. Новый пешеходный переход обустроить островком безопасности, что рекомендуется при обустройстве пешеходного движения через проезжие части, содержащие более трех полос движения в одном направлении.

В ходе моделирования проектного варианта было выявлено, что сокращается время проезда перекрестка в прямых направлениях. Так, для транспортных средств, следующих с востока ул. Суворова, проезд перекрестка в прямом направлении сокращается с 6,8 до 4 секунд; для направления с ул. Кулакова – с 8 до 3 секунд; с запада ул. Суворова – с 8 до 5 секунд; с ул. Гагарина – с 6 до 4 секунд. Данное изменение связано с уменьшением площади перекрестка.

Кроме того, были выявлены изменения в показателях эффективности функционирования. Так, среднее время задержки сокращается с 39 до 32 секунд; средняя скорость увеличивается с 14,9 до 16,3 км/ч. Для более подробного рассмотрения результатов эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ (раздел 5).

Сравнительный анализ эффективности функционирования исследуемого перекрестка при моделировании существующей ситуации и проектного варианта на перекрестке ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова

Основными показателями, по которым проводился анализ результатов моделирования, были выбраны:

  • Среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
  • Средняя скорость транспортных потоков (км/час);
  • Количество транспортных средств в сети;
  • Количество выехавших транспортных;
  • Среднее число остановок транспортного средства.

Анализ результатов моделирования проводился для существующей ситуации и проектного варианта в вечерний час пик. Анализ для обоих ситуаций проводился с 0-й до 3600-й секунды имитации, т.е. включал временной интервал, равный одному часу.

Сравнительный анализ существующей ситуации и проектного варианта в вечерний час пик представлен в таблице 3.

Таблица 3Анализ результатов моделирования проектного варианта в вечерний час пик (18:00-19:00)

Параметр

Существующая ситуация

Проектный вариант

Количество не введенных ТС

0

0

Количество транспортных средств в сети

110

103

Количество выехавших транспортных средств

5440

5447

Среднее время простоя транспортного средства [с] [s]

27,206

22,584

Среднее число остановок транспортного средства

1,044

0,86

Средняя скорость [км/ч]

14,965

16,73

Среднее время задержки транспортного средства [с] [s]

39,908

32,506

Как видно из таблицы 3, для проектного варианта уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 7 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 4,7 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 0,186), увеличивается средняя скорость (на 1,7 км/ч).

5 Выводы

Целью, стоящей перед специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», было определение оптимальной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Суворова — ул. Гагарина — ул. Кулакова. Главным условием разработки проектной схемы организации дорожного движения было улучшение эффективности функционирования участка, а также упорядочивание движения транспорта на территориях общего пользования.

В ходе работ был проведен сбор исходных данных. Так, была исследована организация дорожного движения на перекрестке (в том числе: количество полос в каждом направлении; направления движения по полосам; наличие пешеходных переходов, светофорных объектов), исследовано светофорное регулирование на перекрестке (количество и продолжительность фаз, разрешенные направления движения для каждой фазы), исследованы особенности в движении транспортных средств (конфликтные точки между встречными транспортными и пешеходными потоками, длина очередей перед стоп-линиями, нарушения правил дорожного движения). Также были исследованы интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.

По результатам сбора исходных данных была составлена схема организации дорожного движения на перекрестке; схема фаз светофорного регулирования; был выявлен временной интервал, в который на перекрестке наблюдаются большие интенсивности движения транспортных потоков (таким является вечерний час пик – 18:00-19:00). Были выявлены конструктивные особенности перекрестка – перекресток имеет большую площадь. Также были выявлены особенности в движении транспортных средств, в том числе: периодические нарушения правил дорожного движения (пересечение сплошной линии разметки между проезжими частями ул. Гагарина и ул. Дзержинского транспортными средствами вне мест разрыва линии разметки); дополнительные остановки транспортных средств перед нерегулируемым пешеходным переходом в северной части ул. Гагарина; очередь из транспортных средств на западе ул. Суворова.

На основе полученных данных было проведено моделирование существующей ситуации. В ходе моделирования была получена информация о времени проезда перекрестка. Время проезда перекрестка в прямых направлениях составляет 6-8 секунд.

Также был проведен анализ эффективности функционирования участка в вечерний час пик. В результате рассмотрения анализа было выявлено, что средняя скорость транспортных средств, проезжающих через перекресток, равняется 14,9 км/ч.

По итогам рассмотрения результатов сбора натурных данных о движении транспортных средств по перекрестку и результатов моделирования движения транспортных средств на перекрестке было принято решение разработать проектную схему организации дорожного движения, предусматривающую:

а) Уменьшение в размерах перекрестка ул. Гагарина – ул. Суворова – ул. Кулакова. При этом на освободившемся месте была предусмотрена организация:

1) парковочного пространства (две парковки в юго-западной и юго-восточной части перекрестка на 5 и 4 машиноместа соответственно);

2) парковочного пространства на участке ул. Дзержинского от пересечения ее с ул. Суворова до начала островка безопасности на данной улице;

3) выделенной полосы для движения направо с ул. Гагарина. Для безопасности пешеходов можно предусмотреть светофорный объект, регулирующий движение транспортных и пешеходных потоков.

б) Обустройство дополнительного пешеходного перехода на перекрестке на ул. Гагарина. Данное изменение сократит интенсивность движения пешеходных потоков, следующих через нерегулируемый пешеходный переход в северной части ул. Гагарина, что положительно повлияет на движение транспортных средств. Новый пешеходный переход обустроить островком безопасности, что рекомендуется при обустройстве пешеходного движения через проезжие части, содержащие более трех полос движения в одном направлении.

В ходе разработки проектной схемы организации дорожного движения учитывались конструктивные особенности перекрестка. Так, было принято решение сохранить все существующие газоны. Существующее избыточное асфальтовое покрытие и замощение предлагается использовать как парковочное пространство. Отдельные неиспользуемые и не участвующие в реализации движения транспорт и пешеходов общественные пространства использовать под элементы благоустройства, что повысит привлекательность данного перекрестка для движения пешеходов.

Было проведено моделирование движения транспортных потоков при проектном варианте. В ходе моделирования было выявлено, что сокращается время проезда перекрестка в прямых направлениях (до 3-5 секунд), также увеличивается средняя скорость транспортных средств, следующих по перекрестку (до 16, 7 км/ч).

Для подробного рассмотрения всех значений показателей эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектного варианта. Было выявлено, что для проектного варианта уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 7 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 4,7 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 0,186), увеличивается средняя скорость (на 1,7 км/ч).

Таким образом изменения, предусмотренные проектной схемой организации дорожного движения (уменьшение площади перекрестка ул. Суворова – ул. Гагарина – ул. Кулакова; сужение места пересечения ул. Дзержинского и ул. Гагарина; обустройство дополнительного пешеходного перехода через ул. Гагарина непосредственно на перекрестке) положительно влияют на эффективность функционирования участка. Кроме того, движение транспортных средств становится более упорядоченным. Так, при существующей схеме организации дорожного движения водители транспортных средств были вынуждены нарушать правила дорожного движения (пересекать сплошную линию разметки, отделяющую ул. Гагарина и ул. Дзержинского, вне мест разрыва линии). Проектный вариант позволяет отказаться от сплошной линии разметки за счет уменьшения площади пересечения ул. Гагарина – ул. Дзержинского.

В связи с этим, изменения, предусмотренные проектной схемой организации дорожного движения , рекомендуются к реализации.

Приложение 1

Фонд формирует команду учёных и инженеров из различных проектных организаций для разработки проектно-сметной документации на реализацию представленных предложений, а также ищет заинтересованные организации и спонсоров для последующей реализации представленного проекта.

Свой вклад в формирование инвестиционного проекта, по реализации данного инвестиционного портфеля, вы можете внести, перечислив деньги на уставные цели фонда «Прикладная наука» с указанием: «На уставные цели — развитие транспортной инфраструктуры, Проект перекрестка ул. Гагарина — ул. Суворова — ул. Кулакова, г. Пенза».