Пересечение ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратов

Сбор средств на финансирование проектных работ

Фонд «Прикладная наука» объявляет сбор средств на финансирование проектных работ по разработке новой схемы организации дорожного движения, а также управления светофорными объектами на данном перекрестке.
Для помощи разработке проекта достаточно указать любую сумму, перечислить в фонд «Прикладная наука» любыми способами: банковской картой, через QR-код, безналичным банковским переводом или по ссылке.

Реквизиты счёта для перечисления пожертвований
Получатель
Наименование: ФОНД «ПРИКЛАДНАЯ НАУКА»
ИНН: 7708447173
КПП: 770801001
ОГРН: 1257700047439
Расчётный счёт: 40703 810 9 3871 0000222
Банк получателя
Наименование: ПАО Сбербанк
БИК: 044525225
Корсчёт: 30101 810 4 0000 0000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001

Назначение платежа: На мероприятие по организации дорожного движения № 14

Оглавление

9. Разработка схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове 2

9.1 Цели и задачи 2

9.1.1 Цель работы 2

9.1.2 Задачи работы 2

9.2 Исходные данные 4

9.2.1 Схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове 4

9.2.2 Интенсивности транспортных и пешеходных потоков 9

9.3 Моделирование существующей и проектных схем организации движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова 14

9.3.1 Существующая ситуация 14

9.3.2 Проектное предложение 1 17

9.3.3 Проектное предложение 2 20

9.4 Анализ результатов моделирования различных схем организации движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове 23

9.4.1 Среднее время задержки транспортного средства 23

9.4.2 Средняя скорость 25

9.4.3 Общий анализ эффективности функционирования 25

9.5. Выводы 28

9. Разработка схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове

9.1 Цели и задачи

9.1.1 Цель работы

Определить оптимальную схему организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове.

9.1.2 Задачи работы

  1. При помощи натурных обследований получить существующие интенсивности движения и распределения транспортных потоков;
  2. Провести микромоделирование существующей ситуации и проектных предложений по организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове;
  3. Провести сравнительный анализ моделирования существующей ситуации и проектных предложений по следующим параметрам качества функционирования исследуемого перекрестка:
  • среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
  • средняя скорость транспортных потоков (км/час);
  • количество остановок;
  • количество транспортных средств в сети;
  • количество выехавших транспортных средств;
  • среднее число остановок транспортного средства.
  1. На основе имитационного моделирования и сравнительного анализа дать экспертную оценку существующей и проектных схем организации дорожного движения в зоне моделирования.

9.2 Исходные данные

9.2.1 Схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове

9.2.1.1 Существующая ситуация

Объектом исследования является перекресток ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове (рисунок 1).

Рис. 1 Фотография перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове с высоты

Схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова представлена на рисунке 2 (рисунок 2).

Рис. 2 Схема организации дорожного движения на

перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова

Топосъемка перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове представлена на рисунке 3 (рисунок 3).

Рис. 3 Топосъемка перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове

Особенностью рассматриваемого перекрестка является его большая площадь. Более того, во всех направлениях выделены отдельные полосы для поворота направо. Также вблизи перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова расположена остановка «Радищева», являющаяся начальной точкой отправки некоторых маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, в связи с чем существует необходимость организовать место для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования.

Для повышения безопасности движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове и улучшения показателей эффективности функционирования перекрестка было принято решение разработать проектные предложения, подразумевающие светофорное регулирование на перекрестке, а также изменения конфигурации перекрестка.

9.2.1.2 Проектное предложение 1

Проектное предложение 1 предусматривает канализацию движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова и установку светофорного объекта на перекрестке. Кроме того, проектное предложение 1 подразумевает обустройство карманов для остановочных пунктов остановки «Радищева»

Схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова для проектного предложения 1 представлена в приложении 10 (приложение 10).

На перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова осуществляется светофорное регулирование. Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 4.

Рис. 4 Схема светофорного регулирования на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова для проектного предложения 1

Схема организации дорожного движения для проектного предложения 1 представлена в приложении 10.

9.2.1.3 Проектное предложение 2

Проектное предложение 2, по сравнению с существующей ситуацией, содержит следующие изменения:

  1. Изменение конфигураций перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова с выделением двух отдельных перекрестков.
  2. Обустройство светофорного регулирования на перекрестках.
  3. Организацию отстойного кармана для автобусов в правой части перекрестка.
  4. Обустройство остановочных карманов для остановочных пунктов остановки ул. Радищева.

Схема организации дорожного движения для проектного предложения 2 представлена в приложении 11 (приложение 11).

На перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова осуществляется светофорное регулирование. Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 5 (рисунок 5).

Рис.5 Схема светофорного регулирования на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова для проектного предложения 2

9.2.2 Интенсивности транспортных и пешеходных потоков

Исходными данными для разработки проектных предложений являются схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова, а также данные об интенсивности транспортных потоков и их распределении по соответствующим направлениям. Расчет интенсивностей транспортных потоков проводился как для утреннего (08:30-09:30), так и для вечернего часа пик (18:00-19:00).

Интенсивности транспортных потоков на исследуемом перекрестке для утреннего и вечернего часа пик были получены при помощи натурного обследования.

9.2.2.1 Существующая ситуация

Интенсивности транспортных потоков в утренний час пик (08:30-09:30), полученные при помощи натурного обследования, представлены на рисунках 6, 7 (рисунок 6-7).

\\Anna-pc\общая папка для видео\Саратов\Радищева-Челюскинцев\Радищева-Кутякова утро.jpg

Рис. 6 Распределение интенсивностей транспортных потоков на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в утренний час пик (авт./час)

\\Anna-pc\общая папка для видео\Саратов\Радищева-Челюскинцев\пешеходка 1.jpg

Рис. 7 Распределение интенсивностей пешеходных потоков на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в утренний час пик (авт./час)

Данные об интенсивностях транспортных и пешеходных потоков, представленные на рисунках 6, 7, использовались при моделировании существующей ситуации в утренний час пик.

Интенсивности транспортных потоков в вечерний час пик (17:00-18:00), полученные при помощи натурного обследования, представлены на рисунке 8 (рисунок 8).

\\Anna-pc\общая папка для видео\Саратов\Радищева-Челюскинцев\Радищева-Челюскинцев вечер.jpg

Рис. 8 Распределение интенсивностей транспортных потоков на перекрестках перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в вечерний час пик (авт./час)

Данные об интенсивностях транспортных потоков, представленные на рисунке 8, использовались при моделировании существующей ситуации в вечерний час пик.

Были учтены маршруты ГПТОП: 2д, 8, 33, 72, 73, 83, 1, 17, 34, 52, 66, 95, 97, 3, 8а автобусы и маршрутное такси.

9.2.2.2 Проектное предложение 1

Интенсивности и распределение транспортных потоков на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова для проектного предложения 1 в утренний и вечерний час пик были приняты, как в существующей ситуации (рисунки 6-8).

9.2.2.3 Проектное предложение 2

Интенсивности и распределение транспортных потоков на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова для проектного предложения 2 в утренний и вечерний час пик были приняты, как и в существующей ситуации 1 (рисунки 6-8).

9.3 Моделирование существующей и проектных схем организации движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова

Имитационное моделирование существующей ситуации и проектных предложений проводилось с помощью программного комплекса PTV Vision VISSIM, разработанного немецкой компанией PTV AG.

Имитационное моделирование проводилось как для утреннего, так и для вечернего часа пик.

9.3.1 Существующая ситуация

При моделировании существующей ситуации в утренний час пик было выявлено, что существенные задержки на рассматриваемом участке возникают у транспортных средств, движущихся с севера ул. Радищева, а также у транспортных средств, движущихся по ул. Челюскинцев (рисунок 9).

Рис. 9 Фрагмент области моделирования существующей ситуации в утренний час пик (963-ая секунда имитации)

При моделировании существующей ситуации в вечерний пик были выявлены существенные задержки по ул. Челюскинцев (рисунок 10).

Рис. 10 Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (613-ая секунда имитации)

Задержки возникают, главным образом, из-за того, что движение на перекрестке является нерегулируемым. При этом приоритет для движения отдан транспортным средствам, движущимся по ул. Радищева. Таким образом, транспортные средства, движущие по ул. Челюскинцев, испытывают дополнительные задержки из-за пропуска встречного транспортного потока. Однако, в утренний час пик задержки возникают и на ул. Радищева. Это связано с тем, что на ул. Радищева в утренний час пик наблюдается затор, который возникает вблизи перекрестка ул. Радищева — ул. Московская и достигает перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев – ул. Кутякова.

Из-за существенных задержек в движении и возникновении дополнительных остановок транспортные средства, движущиеся по ул. Радищева, вынуждены пропускать встречный транспортный поток по ул. Челюскинцев, что вызывает у данных транспортных средств дополнительные задержки.

Для улучшения показателей эффективности функционирования перекрестка, а также улучшения безопасности движения было разработано проектное предложение 1, рассматривающее канализацию движения на перекрестке и обустройство светофорного объекта на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова.

9.3.2 Проектное предложение 1

При проведении моделирования утреннего часа пик было выявлено, что при проектном предложении 1 задержки значительно уменьшаются для транспортных средств, движущихся по ул. Челюскинцев, ул. Кутякова (рисунок 11).

Рис. 11 Фрагмент области моделирования проектного предложения 1 в утренний час пик (736-ая секунда имитации)

При проведении имитационного моделирования проектного предложения 1 в вечерний час пик было выявлено уменьшение задержек в движении транспортных средств, движущихся по ул. Челюскинцев, ул. Кутякова (рисунок 12).

Рис. 12 Фрагмент области моделирования проектного предложения 1 в вечерний час пик (716-ая секунда имитации)

В связи с тем, что остановка, расположенная вблизи перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова, является начальной точкой отправки некоторых маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования возникает необходимость организовать место для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования. С этой целью было разработано проектное предложение 2, предусматривающее изменение конфигурации перекрестка и обустройство места для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования.

9.3.3 Проектное предложение 2

При проведении имитационного моделирования проектного предложения 2 в утренний час пик было выявлено уменьшение задержек в движении транспортных средств, движущихся по ул. Челюскинцев, ул. Кутякова (рисунок 13).

Рис. 13 Фрагмент области моделирования проектного предложения 2 в утренний час пик (866-ая секунда имитации)

При проведении имитационного моделирования проектного предложения 2 в вечерний час пик было выявлено уменьшение задержек для транспортных средств, движущихся по ул. Челюскинцев, ул. Кутякова (рисунок 14).

Рис. 14 Фрагмент области моделирования проектного предложения 2 в вечерний час пик (984-ая секунда имитации)

Анализ результатов моделирования различных схем организации движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова в г. Саратове

По результатам моделирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектных предложений по следующим параметрам в утренний и вечерний час пик:

  • Среднее время задержки всех транспортных средств (сек) – среднее арифметическое время задержки транспортных средств. Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути;
  • Средняя скорость транспортных потоков(км/час) – среднее арифметическое скоростей всех транспортных средств на участке сети в ходе имитации;
  • Количество транспортных средств в сети – среднее количество транспортных средств, постоянно находящихся в сети;
  • Количество выехавших транспортных средств – определяет количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел за час в каждом возможном направлении;
  • Среднее число остановок транспортного средства – среднее арифметическое число остановок транспортных средств за время имитации.

Результаты анализа представлены в разделе 4.3. Результаты анализа по ключевым параметрам (средняя скорость, среднее время задержки) представлены также в разделах 4.1 и 4.2.

Среднее время задержки транспортного средства

Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути.

Среднее время задержки в рассматриваемых ситуациях для утреннего и вечернего часа пик представлено на рисунке 15 (рисунок 15).

Рис. 15 Значение показателя «Среднее время задержки» для существующей ситуации и проектных предложений

Из диаграммы на рисунке 15 можно сделать вывод, что для всех проектных предложений среднее время задержки уменьшается. Уменьшение задержек связано с изменением конфигурации перекрестка, а также с обустройством светофорного регулирования на перекрестке.

Средняя скорость

Рассматриваемый параметр определяет среднюю скорость транспортных средств (км/ч) на исследуемом участке.

Средняя скорость для рассматриваемых ситуаций в утренний и вечерний час пик представлена на рисунке 16 (рисунок 16).

Рис.16. Значение показателя «Средняя скорость» для существующей ситуации и проектных предложений

Из диаграммы на рисунке 16 можно сделать вывод, что для всех проектных предложений средняя скорость увеличивается. Увеличение скорости связано с изменением конфигурации перекрестка, а также с обустройством светофорного регулирования на перекрестке.

Общий анализ эффективности функционирования

В таблице 1 приведены результаты моделирования по исследуемым параметрам в утренний час пик (08.30-09.30).

Таблица 1

Анализ результатов моделирования в утренний час пик (08.30-09.30)

Параметр

Существующая ситуация

Проектное предложение

Проектное предложение

ТС в сети

585

393

451

Количество выехавших ТС

4030

4257

4163

Среднее время простоя

91,883

51,041

74,949

Среднее количество остановок

4,563

3,067

3,282

Среднее время задержки

190,570

118,119

144,089

Средняя скорость

14,477

20,280

17,924

Из таблицы 1 видно, что в утренний час пик лучшим является проектное предложение 1 (уменьшается среднее количество остановок, уменьшается среднее время задержки, увеличивается средняя скорость). Также по сравнению с существующей ситуацией некоторые улучшения показателей присутствуют в проектном предложении 2. Однако, по сравнению с проектным предложением 1, проектное предложение 2 несколько хуже по всем показателям эффективности функционирования перекрестка. Ухудшение показателей связано с тем, что конфигурация перекрестка подразумевает организацию двух отдельных перекрестков, что повышает время ожидания зеленого сигнала светофора для некоторых направлений.

В таблице 2 приведены результаты моделирования по исследуемым параметрам в вечерний час пик (18.00-19.00).

Таблица 2

Анализ результатов моделирования в вечерний час пик (18.00-19.00)

Параметр

Существующая ситуация

Проектное предложение

Проектное предложение

ТС в сети

560

478

444

Количество выехавших ТС

3871

3953

4716

Среднее время простоя

24,237

42,469

55,972

Среднее количество остановок

3,127

2,829

2,304

Среднее время задержки

158,547

141,786

129,884

Средняя скорость

18,773

21,175

20,650

Из таблицы 2 видно, что в вечерний час пик лучшим является также проектное предложение 1 (уменьшается среднее количество остановок, уменьшается среднее время задержки, увеличивается средняя скорость). Также по сравнению с существующей ситуацией некоторые улучшения показателей эффективности функционирования присутствуют в проектном предложении 2. Однако, по сравнению с проектным предложением 1, проектное предложение 2 несколько хуже по всем показателям эффективности функционирования перекрестка. Ухудшение показателей связано с тем, что конфигурация перекрестка подразумевает организацию двух отдельных перекрестков, что повышает время ожидания зеленого сигнала светофора для некоторых направлений.

9.5. Выводы

В рамках работ по разработке схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова было проведено моделирование для существующей ситуации и двух проектных предложений. Моделирование проводилось на основе информации об интенсивностях транспортных потоков, полученных при помощи натурного обследования г. Саратова. Моделирование проводилось для утреннего (08:30-09:30) и вечернего часа пик (18:00-19:00).

Моделирование существующей ситуации показало, что как в утренний, так и в вечерний час пик существенные задержки возникают у ТС, следующих по ул. Челюскинцев. Возникновение задержек связано с тем, что движение на перекрестке не регулируется, а приоритет для движения отдан ТС, движущимся по ул. Радищева (во встречном направлении).

Для улучшения показателей эффективности функционирования перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова, а также для повышения безопасности движения на перекрестке были разработаны проектное предложение 1 и проектное предложение 2, подразумевающие изменения конфигурации перекрестка и обустройство светофорного регулирования на перекрестке.

Так проектное предложение 1 предусматривает канализацию перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова, то есть устранение выделенных правых поворотов. Также проектное предложение 1 предусматривает установку светофорного объекта на перекрестке и обустройство карманов для остановочных пунктов остановки ул. Радищева. При моделировании проектного предложения 1 было выявлено, что задержки существенно снижаются для ТС, движущихся по ул. Челюскинцев и ул. Кутякова.

В связи с тем, что вблизи перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова, находится остановка общественного транспорта ул. Радищева, являющаяся начальной точкой отправки некоторых маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, возникает необходимость организовать место для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования. С этой целью было разработано проектное предложение 2, предусматривающее изменение конфигурации перекрестка ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова и обустройство места для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования. При этом конфигурация перекрестка подразумевает организацию двух отдельных перекрестков меньшего размера с установкой светофорных объектов на перекрестках. Также проектное предложение 2 подразумеваем обустройство карманов для остановочных пунктов остановки ул. Радищева. При моделировании проектного предложения 2 было выявлено, что задержки существенно снижаются как в утренний, так и в вечерний час пик для ТС, движущихся по ул. Челюскинцев и ул. Кутякова.

Был проведен сравнительный анализ эффективности функционирования существующей ситуации и двух проектных схем организации дорожного движения. По результатам рассмотрения сравнительного анализа был сделан вывод о том, что лучшим является проектное предложение 1. Улучшение результатов в проектном предложении по сравнению с существующей ситуацией связано с изменением конфигурации перекрестка, а также установкой светофорного объекта на перекрестке.

При проектном предложении 2 также наблюдаются некоторые улучшения показателей эффективности функционирования по сравнению с существующей ситуацией. Однако, лучшим среди рассматриваемых схем организации дорожного движения является проектное предложение 1. Дело в том, что в проектном предложении 2 подразумевается обустройство двух перекрестков маленького размера, что ведет к возникновению дополнительных задержек из-за повышенного времени ожидания разрешающего сигнала светофора.

Таким образом, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» рекомендуется к реализации проектное предложение 1, подразумевающее канализацию движения на перекрестке, а также установку светофорного объекта на перекрестке ул. Радищева — ул. Челюскинцев — ул. Кутякова.