Пересечение ул. Республики — ул. Мельникайте, г. Тюмень

  • Рубрика записи:Перекрестки

Сбор средств на финансирование проектных работ

Фонд «Прикладная наука» объявляет сбор средств на финансирование проектных работ по разработке новой схемы организации дорожного движения, а также управления светофорными объектами на данном перекрестке.
Для помощи разработке проекта достаточно указать любую сумму, перечислить в фонд «Прикладная наука» любыми способами: банковской картой, через QR-код, безналичным банковским переводом или по ссылке.

Реквизиты счёта для перечисления пожертвований
Получатель
Наименование: ФОНД «ПРИКЛАДНАЯ НАУКА»
ИНН: 7708447173
КПП: 770801001
ОГРН: 1257700047439
Расчётный счёт: 40703 810 9 3871 0000222
Банк получателя
Наименование: ПАО Сбербанк
БИК: 044525225
Корсчёт: 30101 810 4 0000 0000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001

Назначение платежа: На мероприятие по организации дорожного движения № 15

Оптимизация схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте города Тюмени

Содержание

1 Цели и задачи работы 3

1.1 Цели работы 3

1.2 Задачи работы 3

2 Анализ существующего режима функционирования перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте 5

2.1 Организация дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень 5

2.1.1 Существующая схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень 5

2.1.2 Схема светофорного регулирования на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень 10

2.1.3 Натурные наблюдения за режимом функционирования перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте при помощи беспилотного летательного аппарата 11

2.1.4 Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень 13

2.2 Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте , г. Тюмень 16

2.3 Выводы о существующей схеме организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень 19

3 Разработка проектной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте 22

3.1 Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень 22

3.2 Анализ результатов моделирования проектного варианта организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень 26

3.3 Выводы о проектном варианте организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте 28

4 Сравнительный анализ эффективности функционирования исследуемого перекрестка при моделировании существующей ситуации и проектного варианта на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте 29

5 Выводы 31

Приложение 1 34

Цели и задачи работы

Цели работы

  • Разработать оптимальную схему организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень.

Задачи работы

  • Провести сбор исходных данных на перекрёстке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень. Получить данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков. Получить данные об организации светофорного регулирования. Подготовить схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень, включающие основные элементы (количество полос; направления движения по полосам; наличие пешеходных переходов, светофорного регулирования, выездов на прилегающие территории; схема фаз светофорного регулирования).
  • Провести микромоделирование транспортных потоков при существующей ситуации. Провести анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень при существующей ситуации.
  • Разработать проектные схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень.
  • Провести микромоделирование транспортных потоков при проектных вариантах. Провести анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень при проектных вариантах.
  • Провести сравнительный анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте при существующей ситуации и проектных вариантах по следующим параметрам:
  • среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
  • средняя скорость транспортных потоков (км/час);
  • полное время в пути (час);
  • общее время задержки (час);
  • общее время остановок (час);
  • количество остановок;
  • количество транспортных средств в сети;
  • количество выехавших транспортных средств;
  • среднее число остановок транспортного средства.
  • Сделать выводы о целесообразности изменения организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень.

Анализ существующего режима функционирования перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте

Организация дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень

      1. Существующая схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень

Для проведения моделирования существующей схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте в городе Тюмень использовались исходные данные, полученные из открытых источников информации.

Для определения конфигурации перекрестка и количества полос на подъездах к перекрестку использовались Yandex-карты. На рисунке 1 представлен существующий въезд на перекресток с ул. Республики (с севера), который осуществляется в пять полос движения. При этом направления по полосам следующие: первая и вторая полосы — только направо; третья и четвертая полосы – только прямо; четвертая и пятая полоса – только налево.

Рисунок 1 — Въезд на перекресток ул. Республики – ул. Мельникайте с севера

На рисунке 2 представлен существующий въезд на исследуемый перекресток с ул. Мельникайте с восточной стороны. В ходе рассмотрения представленной информации было определено, что Yandex-карты не отображают существующую ситуацию. Актуальные данные были получены при помощи съемки с беспилотного летательного аппарата (рисунок 3). Так, было принято, что въезд на перекресток с данного направления осуществляется с четырех полос движения, при этом по первой полосе движение осуществляется только направо; по второй и третьей – только прямо; по четвертой — прямо и налево.

Рисунок 2 — Въезд на перекресток ул. Республики – ул. Мельникайте с востока

подложка

Рисунок 3 – Фотография перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте с беспилотного летательного аппарата. Схема организации дорожного движения

На рисунке 4 представлен существующий въезд на исследуемый перекресток с ул. Республики с южной стороны. В ходе рассмотрения представленной информации было определено, что Yandex-карты не отображают существующую ситуацию. Актуальные данные были получены при помощи съемки с беспилотного летательного аппарата (рисунок 3). Так, было принято, что въезд на перекресток с данного направления осуществляется с четырех полос движения: с первой полосы разрешен проезд только прямо; вторая, третья и четвертая полосы позволяют проезжать только прямо.

Рисунок 4 — Въезд на перекресток ул. Республики – ул. Мельникайте с юга

На рисунке 5 представлен существующий въезд на исследуемый перекресток с ул. Мельникайте с западной стороны. Въезд осуществляется с трех полос движения: с первой полосы разрешен проезд прямо и направо; вторая полоса позволяет проезжать только прямо; третья – прямо и налево.

Рисунок 5 — Въезд на перекресток ул. Республики – ул. Мельникайте с запада

На перекрестке обустроены пешеходные переходы через все направления. По ул. Республики обустроена выделенная полоса для движения городского пассажирского транспорта общего пользования. Вблизи перекрестка находятся остановки городского пассажирского транспорта: «Площадь Памяти» (два остановочных пункта), «Рижская», «Газпром». Для данных остановочных пунктов обустроены карманы.

Схема движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте представлена на рисунке 6. На рисунке 6 схематично представлено количество полос движения на въездах и выездах с перекрестка, а также разрешенные направления движения для каждой полосы. Также на схеме представлены пешеходные переходы и стоп-линии светофорного объекта.

Схема

Рисунок 6 — Схема организации движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте

      1. Схема светофорного регулирования на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень

Сбор данных о светофорном регулировании проводился при помощи видеосъемки светофорных головок для каждого направления движения. В результате обработки полученных данных была составлена схема светофорного регулирования, включающая информацию о разрешенных направлениях движения для каждой фазы, а также продолжительность каждой фазы. Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 7.

Фазы Тюмень

Рисунок 7 — Схема фаз светофорного регулирования на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте

      1. Натурные наблюдения за режимом функционирования перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте при помощи беспилотного летательного аппарата

Съемка перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте проводилась с высоты 210 метров. Видеосъемка осуществлялась при помощи беспилотного летательного аппарата, оснащенного камерой высокой разрешающей способности.

Видеосъемка с высоты 210 метров проводилась на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте с целью оценки движения транспортных средств по перекрестку, а именно: выявления на нем конфликтных зон (пересечений транспортных и пешеходных потоков), а также с целью определения длины очередей из транспортных средств перед зонами перестроения и стоп-линиями светофорных объектов.

Полученные видеофрагменты позволили выявить некоторые особенности в движении транспортных средств на перекрестке.

Было выявлено, что в настоящее время на перекрестке наблюдаются очереди из транспортных средств, следующих с запада ул. Мельникайте, а также с юга ул. Республики (рисунок 8).

Рисунок 8 — Фотография перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте с беспилотного летательного аппарата. Очередь на западном направлении ул. Мельникайте и южном направлении ул. Республики

Затруднения в движении транспортных средств наблюдаются также на остальных направлениях перекрестка (с севера ул. Республики; с востока ул. Мельникайте).

Затруднения в движении транспортных средств связаны с тем, что схема светофорного регулирования на перекрестке подразумевает выделение отдельных фаз практически для каждого направления движения. Также задержки возникают из-за одновременного движения транспортных средств, поворачивающих направо с ул. Мельникайте и пешеходов (рисунок 9).

Рисунок 9 — Фотография перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте с беспилотного летательного аппарата. Конфликтная точка для транспортных средств, поворачивающих направо с ул. Мельникайте и пешеходов

      1. Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень

Исходными материалами для разработки проектной схемы организации дорожного движения являются схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, а также данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков и их распределение по соответствующим направлениям. Обследование интенсивностей движения транспортных и пешеходных потоков проводились как для утреннего (08:30-09:30), так и для вечернего часа пик (18:00-19:00).

Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на исследуемом перекрестке для утреннего и вечернего часа пик были получены посредством натурного наблюдения. Данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте представлены на рисунках 10 и 11.

Рисунок 10 — Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте в утренний час пик

Общий объем транспортных средств на перекрестке в утренний час пик составляет порядка 5520 ТС/час. Общий объем пешеходов на исследуемом перекрестке в утренний час пик составляет 2652 чел/час.

Рисунок 11 — Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте в вечерний час пик

Общий объем транспортных средств на перекрестке в вечерний час пик составляет порядка 5568 ТС/час. Общий объем пешеходов на исследуемом перекрестке в вечерний час пик составляет 3564 чел/час.

В последующем данные об интенсивностях движения транспортных потоков, представленные на рисунках 10 и 11, будут использоваться при моделировании существующей ситуации и проектных вариантов.

Так как общий объем транспортных средств и пешеходов для вечернего часа пик выше, чем для утреннего, то для моделирования будет выбран вечерний час пик.

2.2 Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте , г. Тюмень

Имитационное моделирование существующей ситуации и проектного варианта проводилось с помощью программного комплекса PTV Vision VISSIM, разработанного немецкой компанией PTV AG.

Имитационное моделирование проводилось для вечернего часа пик (18:00-19:00).

Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте показало, что в вечерний час пик на перекрестке возникают очереди из транспортных средств, следующих с востока ул. Мельникайте, а также с северного направления ул. Республики (рисунок 12). Задержки возникают также и на остальных направлениях (с юга ул. Республики и с востока ул. Мельникайте).

Рисунок 12 — Фрагмент имитации существующей ситуации в вечерний час пик (1647-ая секунда имитации)

Кроме того, были выявлены затруднения в движении в виде кратковременных остановок транспортных средств перед пешеходными переходами через ул. Республики (Рисунок 13).

Рисунок 13 — Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (1848-ая секунда имитации)

По результатам моделирования был проведен анализ существующей ситуации по следующим параметрам в вечерний час пик:

  • Среднее время задержки всех транспортных средств (сек) – среднее арифметическое время задержки транспортных средств. Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути;
  • Средняя скорость транспортных потоков (км/час) – среднее арифметическое скоростей всех транспортных средств на участке сети в ходе имитации;
  • Количество транспортных средств в сети – среднее количество транспортных средств, постоянно находящихся в сети;
  • Количество выехавших транспортных средств – определяет количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел за час в каждом возможном направлении;
  • Среднее число остановок транспортного средства – среднее арифметическое число остановок транспортных средств за время имитации.

Результаты анализа существующей ситуации на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте для вечернего часа пик приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ результатов моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (18:00-19:00)

Параметр

Существующая ситуация

Количество не введенных ТС

0

Количество транспортных средств в сети

417

Количество выехавших транспортных средств

8376

Среднее время простоя транспортного средства [с] [s]

68,335

Cреднее число остановок транспортного средства

1,431

Средняя скорость [км/ч]

11,517

Среднее время задержки транспортного средства [с] [s]

92,868

Из таблицы 1 видно, что в вечерний час пик средняя скорость на перекрестке равняется примерно 11,5 км/ч; среднее время задержки – 93 секунды.

2.3 Выводы о существующей схеме организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень

Для корректной оценки существующей схемы организации дорожного движения на перекрестке специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была собрана исходная информация об организации дорожного движения на перекрестке, в том числе:

  • Количество полос в каждом направлении;
  • Направления движения для каждой полосы;
  • Наличие пешеходных переходов;
  • Наличие светофорных объектов.

Также была собрана информация о светофорном регулировании, в том числе количество и продолжительность фаз; разрешенные направления движения для каждой фазы.

Кроме того, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была собрана информация об интенсивностях движения транспортных потоков и их распределении по направлениям перекрестка.

Также для оценки движения по перекрестку была использована видеосъемка, произведенная при помощи беспилотного летательного аппарата с высоты 210 метров. В ходе оценки движения были выявлены следующие особенности в движении транспортных средств по перекрестку:

  • На востоке ул. Мельникайте и севере ул. Республики выявлены значительные очереди из транспортных средств. На остальных направлениях перекрестка также выявлены задержки в движении транспортных средств. Задержки связаны с тем, что на перекрестке в данный момент осуществляется светофорное регулирование, подразумевающее отдельные фазы для движения практически со всех направлений. Данная схема светофорного регулирования предполагает увеличение времени ожидания разрешающего сигнала для остальных направлений.
  • Одновременно осуществляются пешеходные переходы через ул. Республики и движение транспортных средств, следующих с ул. Мельникайте направо. Одновременное осуществление маневров является небезопасным и может привести к дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов.

Было проведено моделирование существующей ситуации на перекрестке. Моделирование позволило оценить среднее время задержки транспортных средств, следующих с каждого направления, а также среднее время задержки всех участников дорожного движения (в т.ч. городского пассажирского транспорта общего пользования и пешеходов). При осуществлении моделирования были учтены особенности движения транспортных средств, выявленные на этапе натурного наблюдения за режимом функционирования перекрестка.

В результате сбора натурных данных о движении транспортных средств по перекрестку и моделирования движения транспортных средств были выделены основные особенности в движении транспортных средств:

  1. Задержки в движении транспортных средств со всех направлений;
  2. Одновременное движение пешеходов через ул. Республики и транспортных средств, следующих направо с ул. Мельникайте.

Для оптимизации движения была разработана проектная схема организации дорожного движения, предусматривающая изменение конфигурации перекрестка (его реконструкцию) и изменение схемы светофорного регулирования. При этом изменения конфигурации направлены на:

  • Улучшение показателей эффективности функционирования перекрестка;
  • Повышение безопасности движения пешеходов.

Разработка проектной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте

Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень

Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте была разработана специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». В ходе разработки проектной схемы организации дорожного движения учитывались конструктивные особенности перекрестка. Так, было принято решение сохранить все существующие газоны. Существующее избыточное асфальтовое покрытие и замощение предлагается использовать как парковочное пространство. Отдельные неиспользуемые и не участвующие в реализации движения транспорт и пешеходов общественные пространства использовать под элементы благоустройства, что повысит привлекательность данного перекрестка для движения пешеходов.

Разработка проектной схемы организации дорожного движения на перекрестке осуществлялась в несколько этапов. Каждый этап содержал следующие изменения в схеме организации дорожного движения:

  1. Изменение светофорного регулирования. Проектная схема светофорного регулирования подразумевает объединение фаз для параллельных транспортных потоков и выделением фаз для движения транспортных средств, следующих налево (рисунок 14)

Рисунок 14 — Схема светофорного регулирования для проектной схемы организации дорожного движения. Первый этап

  1. Изменение светофорного регулирования, предусмотренное этапом 1 (рисунок 14), а также продление полосы для разгона с южного направления ул. Республики до 40 м.
  2. Третий этап содержит изменения, предусмотренные этапом 2, а также обустройство островков безопасности на всех пешеходных переходах. Также несколько смещается ось ул. Республики, и обустраивается полоса для разгона на западном направлении ул. Мельникайте (рисунок 15).

Рисунок 15 – Модель перекрестка ул. Республики – ул. Мельникайте, выполненная в PTV Vision VISSIM

  1. Четвертый этап содержит изменения, предусмотренные третьим этапом, а также изменение светофорного регулирования. Изменение светофорного регулирования проводилось с учетом обустройства дополнительных светофорных стоек на островках безопасности. При изменении светофорного регулирования также, как и в первом этапе, выделялись фазы для движения транспортных средств налево. Кроме этого, были устранены ситуации, при которых осуществлялось бы одновременное движение транспортных средств и пешеходов по одном пешеходному переходу. Схема светофорного регулирования для четвертого этапа разработки проектной схемы представлена на рисунке 16.

Рисунок 16 – Схема светофорного регулирования для проектной схемы организации дорожного движения. Четвертый этап

Таким образом, в проектной схеме организации дорожного движения предлагается:

  1. Изменить светофорное регулирование в соответствии с рисунком 16
  2. Продление полосы для разгона с южного направления ул. Республики до 40 м
  3. Обустройство островков безопасности на всех пешеходных переходах
  4. Смещение оси ул. Республики
  5. Обустройство полосы для разгона на ул. Мельникайте с запада

Все описанные предложения по организации дорожного движения для проектной схемы организации дорожного движения приведены на рисунке 17.

тюмень

Рисунок 17 – Проектная схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте

Также специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была создана схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки. Схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки представлена в Приложении 1. Данную схему рекомендуется использовать при реализации проектной схемы организации дорожного движения.

Анализ результатов моделирования проектного варианта организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте, г. Тюмень

В ходе моделирования было выявлено, что сокращаются очереди на всех направлениях перекрестка. Сокращение очередей связано с изменением светофорного регулирования.

Рисунок 22 — Фрагмент имитации проектного варианта в вечерний час пик (529-ая секунда имитации)

Кроме того, устранены ситуации, при которых движение по пешеходному переходу осуществляется как транспортными средствами, так и пешеходами.

Рисунок 23 — Фрагмент имитации проектного варианта в вечерний час пик

Стоит отметить, что разработка проектного варианта проводилась в несколько этапов. Было выявлено, что с внедрением каждого нового изменения, предусмотренного этапами 1-3 показатели эффективности функционирования улучшаются (таблица 2). Однако, светофорное регулирование, предусмотренное этапом 4, негативно влияет на показатели эффективности функционирования перекрестка (по сравнению с результатами предыдущих этапов). Стоит отметить, что при изменении в этапе 4 светофорного регулирования преследовалась цель повышения безопасности движения пешеходов по перекрестку, из-за чего некоторые фазы для движения транспортных средств были сокращены, и, как следствие, показатели эффективности функционирования ухудшились.

Таблица 2Анализ результатов моделирования проектного варианта в вечерний час пик (18:00-19:00)

Параметр

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Количество не введенных ТС

0

0

0

0

Количество транспортных средств в сети

352

346

277

302

Количество выехавших транспортных средств

8441

8447

8516

8491

Среднее время простоя транспортного средства [с] [s]

56,630

55,701

50,520

62,691

Cреднее число остановок транспортного средства

1,110

1,090

0,918

1,182

Средняя скорость [км/ч]

13,539

13,687

15,360

13,330

Среднее время задержки транспортного средства [с] [s]

72,762

71,593

59,996

74,904

Выводы о проектном варианте организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте

Проектный вариант был разработан специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». Проектный вариант был разработан с целью оптимизации движения на перекрестке. При разработке проектного варианта специалистами преследовались следующие цели:

  • Улучшение показателей эффективности функционирования перекрестка;
  • Повышение безопасности движения пешеходов.

Был разработан проектный вариант, предусматривающий:

  1. Изменить светофорное регулирование в соответствии с рисунком 16
  2. Продление полосы для разгона с южного направления ул. Республики до 40 м
  3. Обустройство островков безопасности на всех пешеходных переходах
  4. Смещение оси ул. Республики
  5. Обустройство полосы для разгона на ул. Мельникайте с запада

В ходе моделирования проектного варианта было выявлено, что очереди со всех направлений перекрестка несколько уменьшаются. Также было выявлено, что полностью устранены конфликты пешеходов и транспортных средств.

Для более подробного рассмотрения результатов эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ (раздел 4).

Сравнительный анализ эффективности функционирования исследуемого перекрестка при моделировании существующей ситуации и проектного варианта на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте

Основными показателями, по которым проводился анализ результатов моделирования, были выбраны:

  • Среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
  • Средняя скорость транспортных потоков (км/час);
  • Количество транспортных средств в сети;
  • Количество выехавших транспортных;
  • Среднее число остановок транспортного средства.

Анализ результатов моделирования проводился для существующей ситуации и проектного варианта в вечерний час пик. Анализ для обоих ситуаций проводился с 0-й до 3600-й секунды имитации, т.е. включал временной интервал, равный одному часу.

Сравнительный анализ существующей ситуации и проектного варианта в вечерний час пик представлен в таблице 3.

Таблица 3Анализ результатов моделирования проектного варианта в вечерний час пик (18:00-19:00)

Параметр

Существующая ситуация

Проектный вариант

Количество не введенных ТС

0

0

Количество транспортных средств в сети

417

302

Количество выехавших транспортных средств

8376

8491

Среднее время простоя транспортного средства [с] [s]

68,335

62,691

Cреднее число остановок транспортного средства

1,431

1,182

Средняя скорость [км/ч]

11,517

13,330

Среднее время задержки транспортного средства [с] [s]

92,868

74,904

Как видно из таблицы 3, для проектного варианта уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 18 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 6 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 0,3), увеличивается средняя скорость (на 2 км/ч).

5 Выводы

Целью, стоящей перед специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», было определение оптимальной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Республики – ул. Мельникайте. Главным условием разработки проектной схемы организации дорожного движения было улучшение эффективности функционирования участка, а также устранение конфликтов между транспортными средствами и пешеходами.

В ходе работ был проведен сбор исходных данных. Так, была исследована организация дорожного движения на перекрестке (в том числе: количество полос в каждом направлении; направления движения по полосам; наличие пешеходных переходов, светофорных объектов), исследовано светофорное регулирование на перекрестке (количество и продолжительность фаз, разрешенные направления движения для каждой фазы), исследованы особенности в движении транспортных средств (конфликтные точки между встречными транспортными и пешеходными потоками, длина очередей перед стоп-линиями, нарушения правил дорожного движения). Также были исследованы интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.

По результатам сбора исходных данных была составлена схема организации дорожного движения на перекрестке; схема фаз светофорного регулирования; был выявлен временной интервал, в который на перекрестке наблюдаются большие интенсивности движения транспортных потоков (таким является вечерний час пик – 18:00-19:00). Были выявлены особенности в движении транспортных средств, в том числе: очереди из транспортных средств, следующих со всех направлений; конфликт между транспортными средствами, поворачивающими направо с ул. Мельникайте и пешеходами (одновременное движение участников дорожного движения по пешеходным переходам через ул. Республики).

На основе полученных данных было проведено моделирование существующей ситуации. При проведении моделирования учитывались особенности движения транспортных средств, выявленные на этапе сбора исходных данных.

Был проведен анализ эффективности функционирования участка в вечерний час пик. В результате рассмотрения анализа было выявлено, что средняя скорость транспортных средств, проезжающих через перекресток, равняется 11,5 км/ч.

По итогам рассмотрения результатов сбора натурных данных о движении транспортных средств по перекрестку и результатов моделирования движения транспортных средств на перекрестке было принято решение разработать проектную схему организации дорожного движения, предусматривающую:

1. Изменение светофорного регулирования в соответствии с рисунком 16;

2. Продление полосы для разгона с южного направления ул. Республики до 40 м;

3. Обустройство островков безопасности на всех пешеходных переходах;

4. Смещение оси ул. Республики;

5. Обустройство полосы для разгона на ул. Мельникайте с запада.

Было проведено моделирование движения транспортных потоков при проектном варианте. В ходе моделирования было выявлено уменьшение очередей со всех направлений, а также устранение конфликтов между пешеходами и транспортными средствами.

Для подробного рассмотрения всех значений показателей эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектного варианта. Было выявлено, что для проектного варианта уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 19 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 6 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 0,3), увеличивается средняя скорость (на 2 км/ч).

Таким образом изменения, предусмотренные проектной схемой организации дорожного движения, положительно влияют на эффективность функционирования участка. Кроме того, движение пешеходов через перекресток становится более безопасным.

В связи с этим, изменения, предусмотренные проектной схемой организации дорожного движения , рекомендуются к реализации.

Приложение 1