

Сбор средств на финансирование проектных работ
Фонд «Прикладная наука» объявляет сбор средств на финансирование проектных работ по разработке новой схемы организации дорожного движения, а также управления светофорными объектами на данном перекрестке.
Для помощи разработке проекта достаточно указать любую сумму, перечислить в фонд «Прикладная наука» любыми способами: банковской картой, через QR-код, безналичным банковским переводом или по ссылке.

Реквизиты счёта для перечисления пожертвований
Получатель
Наименование: ФОНД «ПРИКЛАДНАЯ НАУКА»
ИНН: 7708447173
КПП: 770801001
ОГРН: 1257700047439
Расчётный счёт: 40703 810 9 3871 0000222
Банк получателя
Наименование: ПАО Сбербанк
БИК: 044525225
Корсчёт: 30101 810 4 0000 0000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001
Назначение платежа: На мероприятие по организации дорожного движения № 17
Оптимизация схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов города Липецка
2 Анализ существующего режима функционирования перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов 5
2.1 Организация дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк 5
Цели и задачи работы
Цели работы
- Разработать оптимальную схему организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк.
Задачи работы
- Провести сбор исходных данных на перекрёстке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк. Получить данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков. Получить данные об организации светофорного регулирования. Подготовить схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк, включающие основные элементы (количество полос; направления движения по полосам; наличие пешеходных переходов, светофорного регулирования, выездов на прилегающие территории; схема фаз светофорного регулирования).
- Провести микромоделирование транспортных потоков при существующей ситуации. Провести анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк при существующей ситуации.
- Разработать проектные схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк.
- Провести микромоделирование транспортных потоков при проектных вариантах. Провести анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк при проектных вариантах.
- Провести сравнительный анализ эффективности функционирования перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов при существующей ситуации и проектных вариантах по следующим параметрам:
- среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
- средняя скорость транспортных потоков (км/час);
- полное время в пути (час);
- общее время задержки (час);
- общее время остановок (час);
- количество остановок;
- количество транспортных средств в сети;
- количество выехавших транспортных средств;
- среднее число остановок транспортного средства.
- Сделать выводы о целесообразности изменения организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк.
Анализ существующего режима функционирования перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов
Организация дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк
Для проведения моделирования существующей схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов в городе Липецк использовались исходные данные, полученные от специалистов Департамента транспорта, дорог и благоустройства Администрации города Липецка.
Полученная схема организации дорожного движения представлена на рисунке 1.
К особенностям перекрестка можно отнести отложенные повороты направо, расположенные в западной части перекрестка. Так, отложенный поворот обустроен для ТС, следующих с севера ул. Циолковского на запад ул. Космонавтов. Кроме того, отложенный поворот обустроен для ТС, следующих с запада ул. Космонавтов на юг ул. Циолковского. При этом, по данному отложенному повороту следуют также ТС с запада ул. Космонавтов на север ул. Циолковского (налево).
На обоих отложенных поворотах находятся регулируемые пешеходные переходы. Пешеходные переходы располагаются посередине отложенных поворотов.
Рисунок 1 – Схема организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского –ул. Космонавтов
Также к особенностям перекрестка можно отнести выезды с дублера ул. Циолковского. Данные выезды располагаются вблизи рассматриваемого перекрестка и предполагают двустороннее движение (по одной полосе в каждом направлении).
На перекрестке расположены трамвайные пути. Вблизи перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов располагается трамвайная остановка «Улица Космонавтов».
Схема светофорного регулирования была получена от специалистов Департамента транспорта, дорог и благоустройства Администрации города Липецка. В настоящее время светофорное регулирование подразумевает четыре фазы для движения, при этом движение по ул. Циолковского в разных направлениях осуществляется в разные фазы.
Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Схема светофорного регулирования на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов
Съемка перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов проводилась с высоты 210 метров. Видеосъемка осуществлялась при помощи беспилотного летательного аппарата, оснащенного камерой высокой разрешающей способности.
Видеосъемка с высоты 210 метров проводилась на перекрестке ул. ул. Циолковского – ул. Космонавтов с целью оценки движения транспортных средств по перекрестку, а именно: выявления на нем конфликтных зон (пересечений транспортных и пешеходных потоков), а также с целью определения длины очередей из транспортных средств перед зонами перестроения и стоп-линиями светофорных объектов.
Полученные видеофрагменты позволили выявить некоторые особенности в движении транспортных средств на перекрестке.
Было выявлено, что в настоящее время на перекрестке наблюдаются очереди из транспортных средств, следующих с востока ул. Космонавтов, а также с юга ул. Циолковского (рисунок 3). Затруднения в движении транспортных средств наблюдаются также на остальных направлениях перекрестка (с юга ул. Циолковского; с запада ул. Космонавтов). Затруднения в движении транспортных средств связаны с тем, что схема светофорного регулирования на перекрестке подразумевает выделение отдельных фаз практически для каждого направления движения. Кроме того, перекресток ул. Циолковского – ул. Космонавтов имеет большую площадь (т.е. для всех направлений движения расстояние от стоп-линии до конца перекрестка является значительным). Соответственно, время проезда перекрестка для всех направлений также является значительным.
Рисунок 3 — Фотография перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов с беспилотного летательного аппарата. Очередь на восточном направлении ул. Космонавтов и южном направлении ул. Циолковского
Кроме того, было выявлено что задержки возникают на отложенном повороте в юго-западной части перекрестка (рисунок 4). Задержки связаны в том числе с тем, что стоп-линия находится на большом расстоянии непосредственно от перекрестка с ул. Циолковского.
Рисунок 4 — Фотография перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов с беспилотного летательного аппарата. Задержки на отложенном повороте в юго-западной части перекрестка
Также было выявлено, что затруднено движение вблизи дублера ул. Циолковского на северо-востоке перекрестка (рисунок 5). Транспортные средства, следующие с дублера ул. Циолковского на ул. Космонавтов въезжают на ул. Космонавтов при разрешающем сигнале светофора для данного направления, из-за чего задержки также возникают и у ТС, следующих по ул. Космонавтов.
Рисунок 5 — Фотография перекрестка ул. Циолковского – ул. Космонавтов с беспилотного летательного аппарата. Конфликтная точка для транспортных средств, въезжающих на ул. Космонавтов с дублера ул. Циолковского и транспортных средств, следующих по ул. Космонавтов
Исходными материалами для разработки проектной схемы организации дорожного движения являются схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, а также данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков и их распределение по соответствующим направлениям. Обследование интенсивностей движения транспортных и пешеходных потоков проводились как для утреннего (08:30-09:30), так и для вечернего часа пик (18:00-19:00).
Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на исследуемом перекрестке для утреннего и вечернего часа пик были получены посредством натурного наблюдения. Данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов представлены на рисунках 6 и 7.
Рисунок 6 — Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов в утренний час пик
Общий объем транспортных средств на перекрестке в утренний час пик составляет порядка 5514 ТС/час.
Рисунок 7 — Интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов в вечерний час пик
Общий объем транспортных средств на перекрестке в вечерний час пик составляет порядка 5652 ТС/час.
В последующем данные об интенсивностях движения транспортных потоков, представленные на рисунках 10 и 11, будут использоваться при моделировании существующей ситуации и проектных вариантов.
Так как общий объем транспортных средств и пешеходов для вечернего часа пик выше, чем для утреннего, то для моделирования будет выбран вечерний час пик.
2.2 Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк
Имитационное моделирование существующей ситуации и проектного варианта проводилось с помощью программного комплекса PTV Vision VISSIM, разработанного немецкой компанией PTV AG.
Имитационное моделирование проводилось для вечернего часа пик (18:00-19:00).
Моделирование существующей ситуации на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов показало, что в вечерний час пик на перекрестке возникают очереди из транспортных средств, следующих с востока ул. Космонавтов, а также с южного направления ул. Циолковского (рисунок 8). Задержки возникают также и на остальных направлениях (с севера ул. Циолковского и с запада ул. Космонавтов), а также на отложенном повороте на юго-западе перекрестка.
Рисунок 8 — Фрагмент имитации существующей ситуации в вечерний час пик (1647-ая секунда имитации)
Кроме того, были выявлены затруднения в движении в виде кратковременных остановок транспортных средств перед въездом на ул. Космонавтов с дублера ул. Циолковского (Рисунок 9).
Рисунок 9 — Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (1848-ая секунда имитации)
По результатам моделирования был проведен анализ существующей ситуации по следующим параметрам в вечерний час пик:
- Среднее время задержки всех транспортных средств (сек) – среднее арифметическое время задержки транспортных средств. Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути;
- Средняя скорость транспортных потоков (км/час) – среднее арифметическое скоростей всех транспортных средств на участке сети в ходе имитации;
- Количество транспортных средств в сети – среднее количество транспортных средств, постоянно находящихся в сети;
- Количество выехавших транспортных средств – определяет количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел за час в каждом возможном направлении;
- Среднее число остановок транспортного средства – среднее арифметическое число остановок транспортных средств за время имитации.
Результаты анализа существующей ситуации на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов для вечернего часа пик приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Анализ результатов моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (18:00-19:00)
Параметр |
Существующая ситуация |
Количество невведенных ТС |
0 |
Количество ТС в сети |
400 |
Количество выехавших ТС |
5372 |
Среднее время простоя ТС, сек |
55,89 |
Среднее число остановок ТС |
2,69 |
Средняя скорость, км/ч |
15,53 |
Среднее время задержки ТС, сек |
119,62 |
Из таблицы 1 видно, что в вечерний час пик средняя скорость на перекрестке равняется примерно 15,53 км/ч; среднее время задержки – 119,62 секунды.
2.3 Выводы о существующей схеме организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк
Для корректной оценки существующей схемы организации дорожного движения на перекрестке специалистами Департамента транспорта, дорог и благоустройства Администрации города Липецка были предоставлены:
- схема организации дорожного движения,
- информация о светофорном регулировании: схема пофазного разъезда транспортных потоков и продолжительность фаз
Кроме того, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была собрана информация об интенсивностях движения транспортных потоков и их распределении по направлениям перекрестка.
Также для оценки движения по перекрестку была использована видеосъемка, произведенная при помощи беспилотного летательного аппарата с высоты 210 метров. В ходе оценки движения были выявлены следующие особенности в движении транспортных средств по перекрестку:
- Значительные очереди возникают на юге ул. Циолковского и востоке ул. Космонавтов. Затруднения в движении транспортных средств наблюдаются также на остальных направлениях перекрестка (с юга ул. Циолковского; с запада ул. Космонавтов). Затруднения в движении транспортных средств связаны с тем, что схема светофорного регулирования на перекрестке подразумевает выделение отдельных фаз практически для каждого направления движения. Кроме того, перекресток ул. Циолковского – ул. Космонавтов имеет большую площадь (т.е. для всех направлений движения расстояние от стоп-линии до конца перекрестка является значительным). Соответственно, время проезда перекрестка для всех направлений также является значительным
- Задержки возникают на отложенном повороте в юго-западной части перекрестка. Задержки связаны в том числе с тем, что стоп-линия находится на большом расстоянии непосредственно от перекрестка с ул. Циолковского.
- Затруднено движение вблизи дублера ул. Циолковского на северо-востоке перекрестка. Транспортные средства, следующие с дублера ул. Циолковского на ул. Космонавтов въезжают на ул. Космонавтов при разрешающем сигнале светофора для данного направления, из-за чего задержки также возникают и у ТС, следующих по ул. Космонавтов.
Было проведено моделирование существующей ситуации на перекрестке. Моделирование позволило оценить среднее время задержки транспортных средств, следующих с каждого направления, а также среднее время задержки всех участников дорожного движения (в т.ч. городского пассажирского транспорта общего пользования и пешеходов). При осуществлении моделирования были учтены особенности движения транспортных средств, выявленные на этапе натурного наблюдения за режимом функционирования перекрестка.
В результате сбора натурных данных о движении транспортных средств по перекрестку и моделирования движения транспортных средств были выделены основные особенности в движении транспортных средств:
- Задержки в движении транспортных средств со всех направлений;
- Задержки на отложенном повороте в юго-западной части перекрестка
- Затруднения в движении ТС вблизи дублера ул. Циолковского в северо-восточной части перекрестка.
Для оптимизации движения была разработана проектная схема организации дорожного движения, предусматривающая изменение конфигурации перекрестка (его реконструкцию) и изменение схемы светофорного регулирования. При этом изменения конфигурации направлены на:
- Улучшение показателей эффективности функционирования перекрестка;
- Повышение безопасности движения всех участников дорожного движения.
Разработка проектных схем организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов
Проектные схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк
Проектные схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов были разработаны специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». В ходе разработки проектных схем организации дорожного движения учитывались конструктивные особенности перекрестка. Так, было принято решение сохранить все существующие газоны. Отдельные неиспользуемые и не участвующие в реализации движения транспорт и пешеходов общественные пространства использовать под элементы благоустройства, что повысит привлекательность данного перекрестка для движения пешеходов.
Разработка проектных схем организации дорожного движения на перекрестке осуществлялась в несколько этапов. Каждый этап содержал, по сравнению с предыдущим, следующие изменения в схеме организации дорожного движения:
- Смещение стоп-линий непосредственно на пересечении ул. Циолковского – ул. Космонавтов ближе к перекрестку. При этом непосредственно на перекрестке не предусматриваются маневры правых поворотов (правые повороты осуществляются через отложенные повороты). Правый поворот с востока ул. Космонавтов предлагается осуществлять с при помощи заезда на дублер ул. Циолковского в северо-восточной части перекрестка.
Кроме этого, первый этап предполагает смещение ближе к пересечению стоп-линий на отложенных поворотах, а также смещение четырех пешеходных переходов (в западной части перекрестка) также ближе к пересечениям (рисунок 10).
Рисунок 10 – Эскиз первого этапа разработки проектных схем организации дорожного движения
- Изменение светофорного регулирования. Проектная схема светофорного регулирования подразумевает уменьшение продолжительности фазы для движения ТС с севера ул. Циолковского и увеличение продолжительности фаз для движения ТС с юга ул. Циолковского и ТС по ул. Космонавтов (рисунок 11)
Рисунок 11 — Схема светофорного регулирования для проектной схемы организации дорожного движения. Второй этап
- Изменение конфигурации выездов с дублера ул. Циолковского; локальное расширение проезжей части ул. Космонавтов в направлении запада до 3 полос (засчет уменьшения площади газонов и сужения отложенного поворота в северо-западной части перекрестка до одной полосы) (рисунок 12).
Рисунок 12 – Эскиз третьего этапа разработки проектных схем организации дорожного движения
- Расширение ул. Циолковского с обоих направлений вблизи пересечения с ул. Космонавтов до трех полос. При этом движение по полосам следующее: первая полоса – только прямо, вторая полоса – только прямо, третья полоса – только налево (рисунок 13).
Рисунок 13 – Эскиз четвертого этапа разработки проектных схем организации дорожного движения
- Сужение отложенного поворота в юго-западной части перекрестка до двух полос (за счет ликвидации полосы для поворота налево). При этом поворот налево с запада ул. Космонавтов осуществляется непосредственно на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов.
Также пятый этап предусматривает перенос пешеходных переходов и стоп-линий в южной части перекрестка ближе к пересечению (рисунок 14).
Рисунок 14 – Эскиз пятого этапа разработки проектных схем организации дорожного движения
Также пятый этап предусматривает изменение светофорного регулирования (рисунок 15).
Рисунок 15 – Схема светофорного регулирования для проектной схемы организации дорожного движения. Пятый этап
По итогам разработки было получено две проектных схемы организации дорожного движения. Проектная схема №1 включает изменения, предусмотренные этапами 1-4 (рисунок 16), проектное предложение №2 – изменения, предусмотренные этапами 1-5 (рисунок 17).
Рисунок 16 – Проектная схема организации дорожного движения №1 на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов
Рисунок 17 – Проектная схема организации дорожного движения №2 на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов
Также специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была создана схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки для проектного предложения №1. Схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки представлена в Приложении 1. Данную схему рекомендуется использовать при реализации рассматриваемой проектной схемы организации дорожного движения.
Анализ результатов моделирования проектного варианта организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов, г. Липецк
В ходе моделирования было выявлено, что, как при проектном варианте №1, так и при проектном варианте №2 сокращаются очереди на всех направлениях перекрестка. Сокращение очередей связано с изменением светофорного регулирования; переносом стоп-линий и пешеходных переходов ближе к пересечению (рисунки 18-19).
Рисунок 18 — Фрагмент имитации проектного варианта в вечерний час пик при проектном варианте №1
Рисунок 19 — Фрагмент имитации проектного варианта в вечерний час пик при проектном варианте №2
Стоит отметить, что разработка проектных вариантов проводилась в несколько этапов. Было выявлено, что с внедрением каждого нового изменения, предусмотренного этапами 1-4 (проектный вариант №1) показатели эффективности функционирования улучшаются (таблица 2). При пятом этапе снижается пропускная способность перекрестка (увеличивается количество ТС, не въехавших в зону моделирования) (проектное предложение №2). Ухудшение пропускной способности связано с переносом маневра левого поворота непосредственно на пересечение ул. Циолковского – ул. Космонавтов и выделением отдельной фазы для движения с запада ул. Космонавтов.
Таблица 2 — Анализ результатов моделирования проектных вариантов в вечерний час пик (18:00-19:00)
Параметр |
Проектное предложение №1 |
Проектное предложение №2 |
|||
---|---|---|---|---|---|
Этап 1 |
Этап 2 |
Этап 3 |
Этап 4 |
Этап 5 |
|
Количество невведенных ТС |
0 |
0 |
0 |
0 |
116 |
Количество ТС в сети |
301 |
185 |
179 |
174 |
171 |
Количество выехавших ТС |
5472 |
5592 |
5598 |
5603 |
5501 |
Среднее время простоя ТС |
44,35 |
39,14 |
37,91 |
35,72 |
37,33 |
Среднее число остановок ТС |
1,91 |
1,21 |
1,15 |
1,07 |
0,92 |
Средняя скорость |
19,48 |
24,87 |
25,33 |
26,18 |
27,26 |
Среднее время задержки ТС |
85,85 |
56,44 |
54,48 |
50,75 |
49,22 |
Выводы о проектных вариантах организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов
Проектные варианты №1 и №2 были разработаны специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». Проектные варианты был разработаны с целью оптимизации движения на перекрестке. При разработке проектных вариантов специалистами преследовались следующие цели:
- Улучшение показателей эффективности функционирования перекрестка;
- Повышение безопасности движения всех участников дорожного движения.
Проектный вариант №1, предусматривает следующие изменения в схеме организации дорожного движения (по сравнению с существующей ситуацией):
- Смещение стоп-линий непосредственно на пересечении ул. Циолковского – ул. Космонавтов ближе к перекрестку. При этом непосредственно на перекрестке не предусматриваются маневры правых поворотов (правые повороты осуществляются через отложенные повороты). Правый поворот с востока ул. Космонавтов предлагается осуществлять с при помощи заезда на дублер ул. Циолковского в северо-восточной части перекрестка
- Смещение ближе к пересечению стоп-линий на отложенных поворотах, а также смещение четырех пешеходных переходов (в западной части перекрестка) также ближе к пересечениям.
- Изменение светофорного регулирования — уменьшение продолжительности фазы для движения ТС с севера ул. Циолковского и увеличение продолжительности фаз для движения ТС с юга ул. Циолковского и ТС по ул. Космонавтов
- Изменение конфигурации выездов с дублера ул. Циолковского;
- Локальное расширение проезжей части ул. Космонавтов в направлении запада до 3 полос (за счет уменьшения площади газонов и сужения отложенного поворота в северо-западной части перекрестка до одной полосы).
- Расширение ул. Циолковского с обоих направлений вблизи пересечения с ул. Космонавтов до трех полос. При этом движение по полосам следующее: первая полоса – только прямо, вторая полоса – только прямо, третья полоса – только налево.
Проектный вариант №2, предусматривает следующие изменения в схеме организации дорожного движения (по сравнению с проектным вариантом №1):
- Сужение отложенного поворота в юго-западной части перекрестка до двух полос (за счет ликвидации полосы для поворота налево). При этом поворот налево с запада ул. Космонавтов осуществляется непосредственно на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов.
В ходе визуальной оценки результатов моделирования проектных вариантов №1 и №2 было выявлено, что очереди со всех направлений перекрестка уменьшаются, однако при проектном варианте №1 очереди меньше, чем при проектном варианте №2. Также было выявлено, что полностью устранен конфликт ТС вблизи дублера ул. Циолковского в северо-восточной части перекрестка.
Для более подробного рассмотрения результатов эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ (раздел 4).
Сравнительный анализ эффективности функционирования при моделировании существующей ситуации и проектных вариантов на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов
Основными показателями, по которым проводился анализ результатов моделирования, были выбраны:
- Среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
- Средняя скорость транспортных потоков (км/час);
- Количество транспортных средств в сети;
- Количество выехавших транспортных;
- Среднее число остановок транспортного средства.
Анализ результатов моделирования проводился для существующей ситуации и проектных вариантов в вечерний час пик. Анализ для ситуаций проводился с 0-й до 3600-й секунды имитации, т.е. включал временной интервал, равный одному часу.
Сравнительный анализ существующей ситуации и проектных вариантов в вечерний час пик представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Анализ результатов моделирования существующей ситуации и проектных вариантов в вечерний час пик (18:00-19:00)
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение №1 |
Проектное предложение №2 |
---|---|---|---|
Количество невведенных ТС |
0 |
0 |
116 |
Количество ТС в сети |
400 |
174 |
171 |
Количество выехавших ТС |
5372 |
5603 |
5501 |
Среднее время простоя ТС |
55,89 |
35,72 |
37,33 |
Среднее число остановок ТС |
2,69 |
1,07 |
0,92 |
Средняя скорость |
15,53 |
26,18 |
27,26 |
Среднее время задержки ТС |
119,62 |
50,75 |
49,22 |
Как видно из таблицы 3, для проектного варианта №1 уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 69 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 20 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 1,6), увеличивается средняя скорость (на 11 км/ч). Для проектного предложения №2 данные показатели, по сравнению с остальными ситуациями, также улучшаются, однако увеличивается количество не введенных ТС (ТС, не въехавших в зону моделирования за час из-за очереди вблизи перекрестка). В связи с этим сравнение проектного предложения №2 с существующей ситуацией и проектным предложением №1 является не совсем корректной.
Для того, чтобы оценить влияние проектного предложения №2, был проведен дополнительный анализ с увеличенной зоной моделирования. Анализ проводился для проектного предложения №2 и существующей ситуации, с целью оценки целесообразности проводимых изменений (таблица 4). Анализ для проектного предложения №1 не проводился, т.к. данное проектное предложение является лучшим на первоначальном этапе анализа. Дальнейший анализ проектного предложения №1 нецелесообразен.
Таблица 3 — Анализ результатов моделирования существующей ситуации и проектного варианта №2 в вечерний час пик (18:00-19:00)
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение №2 |
---|---|---|
Количество невведенных ТС |
0 |
0 |
Количество ТС в сети |
318 |
323 |
Количество выехавших ТС |
5456 |
5465 |
Среднее время простоя ТС |
43,62 |
42,46 |
Среднее число остановок ТС |
1,77 |
1,53 |
Средняя скорость |
26,10 |
27,76 |
Среднее время задержки ТС |
81,57 |
73,02 |
Как видно из таблицы 4, для проектного варианта №2 уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 8 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 0,8 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 0,2), увеличивается средняя скорость (на 1,6 км/ч).
Таким образом, по результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что проектные варианты №1 и №2 лучше существующей ситуации. При этом лучшим среди проектных вариантов является проектный вариант №1, предполагающий сохранение маневра левого поворота с запада ул. Космонавтов по схеме (через отложенный поворот).
5 Выводы
Целью, стоящей перед специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», было определение оптимальной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов. Главным условием разработки проектной схемы организации дорожного движения было улучшение эффективности функционирования участка, а также устранение конфликтов между транспортными средствами.
В ходе работ был проведен сбор исходных данных. Так, от специалистов Департамента транспорта, дорог и благоустройства Администрации города Липецка были получены: схема организации дорожного движения на перекрестке и параметры светофорного регулирования. Специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» также были исследованы особенности в движении транспортных средств (конфликтные точки между встречными транспортными и пешеходными потоками, длина очередей перед стоп-линиями, нарушения правил дорожного движения); интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.
По результатам сбора исходных данных был выявлен временной интервал, в который на перекрестке наблюдаются большие интенсивности движения транспортных потоков (таким является вечерний час пик – 18:00-19:00). Были выявлены особенности в движении транспортных средств, в том числе: очереди из транспортных средств, следующих со всех направлений и на отложенном повороте на юго-западе перекрестка; конфликт между транспортными средствами, следующими по ул. Космонавтов и транспортными средствами, следующими по дублеру ул. Циолковского на ул. Космонавтов в северо-восточной части перекрестка.
На основе полученных данных было проведено моделирование существующей ситуации. При проведении моделирования учитывались особенности движения транспортных средств, выявленные на этапе сбора исходных данных.
Был проведен анализ эффективности функционирования участка в вечерний час пик. В результате рассмотрения анализа было выявлено, что средняя скорость транспортных средств, проезжающих через перекресток, равняется 15,5 км/ч, среднее время задержки – 119,6 секунд.
По итогам рассмотрения результатов сбора натурных данных о движении транспортных средств по перекрестку и результатов моделирования движения транспортных средств на перекрестке было принято решение разработать две проектные схемы организации дорожного движения. Проектная схема организации дорожного движения №1 содержит следующие изменения:
- Смещение стоп-линий непосредственно на пересечении ул. Циолковского – ул. Космонавтов ближе к перекрестку. При этом непосредственно на перекрестке не предусматриваются маневры правых поворотов (правые повороты осуществляются через отложенные повороты). Правый поворот с востока ул. Космонавтов предлагается осуществлять с при помощи заезда на дублер ул. Циолковского в северо-восточной части перекрестка
- Смещение ближе к пересечению стоп-линий на отложенных поворотах, а также смещение четырех пешеходных переходов (в западной части перекрестка) также ближе к пересечениям.
- Изменение светофорного регулирования — уменьшение продолжительности фазы для движения ТС с севера ул. Циолковского и увеличение продолжительности фаз для движения ТС с юга ул. Циолковского и ТС по ул. Космонавтов
- Изменение конфигурации выездов с дублера ул. Циолковского;
- Локальное расширение проезжей части ул. Космонавтов в направлении запада до 3 полос (за счет уменьшения площади газонов и сужения отложенного поворота в северо-западной части перекрестка до одной полосы).
- Расширение ул. Циолковского с обоих направлений вблизи пересечения с ул. Космонавтов до трех полос. При этом движение по полосам следующее: первая полоса – только прямо, вторая полоса – только прямо, третья полоса – только налево.
Проектная схема организации дорожного движения №2, предусматривает следующие изменения в схеме организации дорожного движения (по сравнению с проектной схемой организации дорожного движения №1):
- Сужение отложенного поворота в юго-западной части перекрестка до двух полос (за счет ликвидации полосы для поворота налево). При этом поворот налево с запада ул. Космонавтов осуществляется непосредственно на перекрестке ул. Циолковского – ул. Космонавтов.
Было проведено моделирование движения транспортных потоков при проектных вариантах №1 и №2. В ходе моделирования было выявлено уменьшение очередей со всех направлений, а также устранение конфликтов между транспортными средствами вблизи дублера ул. Циолковского на северо-востоке перекрестка.
Для подробного рассмотрения всех значений показателей эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектных вариантов. Было выявлено, что для проектного варианта №1 уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 69 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 20 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 1,6), увеличивается средняя скорость (на 11 км/ч).
Анализ для проектного варианта №2 проводился при увеличенной зоне моделирования, т.к. первоначальные результаты анализа оказались некорректными (анализ был проведен для меньшего количества ТС, чем в существующей ситуации и проектном предложении №1). Так, дополнительный анализ был проведен для существующей ситуации и проектного предложения №2 с целью оценки целесообразности проводимых изменений. Анализ для проектного предложения №1 не проводился, т.к. данное проектное предложение является лучшим на первоначальном этапе анализа, и дальнейший анализ проектного предложения №1 данный факт подтвердит.
В результате дополнительного анализа было выявлено, что для проектного варианта №2 уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 8 секунд), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 0,8 секунд), уменьшается среднее число остановок транспортного средства (на 0,2), увеличивается средняя скорость.
Таким образом изменения, предусмотренные обоими проектными схемами организации дорожного движения, положительно повлияют на эффективность функционирования участка. Кроме того, движение транспортных средств вблизи дублера ул. Циолковского станет более безопасным.
Стоит отметить, что, по результатам моделирования проектное предложение №1 лучше проектного предложения №2. В связи с этим, изменения, предусмотренные проектной схемой организации дорожного движения №1, рекомендуются к реализации.
Приложение 1
Фонд формирует команду учёных и инженеров из различных проектных организаций для разработки проектно-сметной документации на реализацию представленных предложений, а также ищет заинтересованные организации и спонсоров для последующей реализации представленного проекта.
Свой вклад в формирование инвестиционного проекта, по реализации данного инвестиционного портфеля, вы можете внести, перечислив деньги на уставные цели фонда «Прикладная наука» с указанием: «На уставные цели — развитие транспортной инфраструктуры, Проект перекрестка ул. Циолковского — ул. Космонавтов, г. Липецк».