Сбор средств на финансирование проектных работ
Фонд «Прикладная наука» объявляет сбор средств на финансирование проектных работ по разработке новой схемы организации дорожного движения, а также управления светофорными объектами на данном перекрестке.
Для помощи разработке проекта достаточно указать любую сумму, перечислить в фонд «Прикладная наука» любыми способами: банковской картой, через QR-код, безналичным банковским переводом или по ссылке.

Реквизиты счёта для перечисления пожертвований
Получатель
Наименование: ФОНД «ПРИКЛАДНАЯ НАУКА»
ИНН: 7708447173
КПП: 770801001
ОГРН: 1257700047439
Расчётный счёт: 40703 810 9 3871 0000222
Банк получателя
Наименование: ПАО Сбербанк
БИК: 044525225
Корсчёт: 30101 810 4 0000 0000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001
Назначение платежа: На мероприятие по организации дорожного движения № 24
Оглавление
3. Разработка схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади в г. Саратове 2
5.2.1. Схема организации дорожного движения на Предмостовой площади в г. Саратове 3
5.2.2 Интенсивности транспортных и пешеходных потоков 8
5.3 Моделирование существующей и проектной схемы организации движения на Предмостовой площади 13
5.3.1 Существующая ситуация 13
5.3.2 Проектное предложение 1 17
5.4.1 Среднее время задержки транспортного средства 18
5.4.3 Общий анализ эффективности функционирования 21
Разработка схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади в г. Саратове
5.1 Цели и задачи
5.1.1 Цель работы
Определить оптимальную схему организации дорожного движения на Предмостовой площади в г. Саратове.
5.1.2 Задачи работы
- При помощи натурных обследований получить существующие интенсивности движения и распределения транспортных потоков;
- Провести микромоделирование существующей ситуации и проектных предложений по организации дорожного движения на Предмостовой площади в г. Саратове;
- Провести сравнительный анализ моделирования существующей ситуации и проектных предложений по следующим параметрам качества функционирования исследуемого участка:
- среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
- средняя скорость транспортных потоков (км/час);
- количество остановок;
- количество транспортных средств в сети;
- количество выехавших транспортных средств;
- среднее число остановок транспортного средства.
- На основе имитационного моделирования и сравнительного анализа дать экспертную оценку существующей и проектных схем организации дорожного движения в зоне моделирования.
Исходные данные
5.2.1. Схема организации дорожного движения на Предмостовой площади в г. Саратове
5.2.1.1 Существующая ситуация
Объектом исследования является Предмостовая площадь в г. Саратове (рисунок 1).
Рис. 1 Фотография Предмостовой площади в г. Саратове с высоты
Схема организации дорожного движения на Предмостовой площади, полученная при помощи натурного обследования, представлена на рисунке 2 (рисунок 2)
Рис. 2 Схема организации дорожного движения на
Предмостовой площади в г. Саратове
Топосъемка Предмостовой площади в г. Саратове представлена на рисунке 3 (рисунок 3).
Рис. 3 Топосъемка Предмостовой площади в г. Саратове
Рассматриваемый участок включает в себя ул. Большая Горная, ул. Соколовая и их пересечение с ул. Хвесина и ул. Ломоносова. Также рассматриваемый участок включает в себя двухуровневую развязку вблизи моста Саратов-Энгельс. Движение по рассматриваемому участку является нерегулируемым.
Особенностью рассматриваемого перекрестка является его большая площадь, а также, то, что движение по мосту «Саратов-Энгельс» является реверсивным. Так в утренний час пик две полосы движения направлены в сторону Саратова, одна полоса в сторону Энгельса, в вечерний час пик — две полосы движения направлены в сторону Энгельса, одна полоса в сторону Саратова. Также особенностью рассматриваемого перекрестка является то, что для ТС, следующих с востока Набережной Космонавтов, не предусмотрена возможность выезда на восточное направление ул. Хвесина (в направлении города).
Из-за заторов, возникающих на ул. Большая Горная и ул. Соколовая как в утренний так и в вечерний час пик, дополнительные задержки возникают у ТС, следующих по двухуровневой развязке. Так ТС, съезжающие с двухуровневой развязки и поворачивающие на ул. Большая Горная, испытывают дополнительные задержки из-за пропуска встречного транспортного потока. Задержки возникают также вблизи остановки общественного транспорта «Славянская площадь» в северной части рассматриваемого участка. Дело в том, данная остановка является начальным пунктом для некоторых маршрутов ГПТОП. В связи с этим, на данной остановке осуществляется стоянка автобусов. Зачастую вблизи остановки оказываются занятыми две или даже три полосы движения, что влечет за собой дополнительные задержки ТС, следующих по ул. Соколовой. Также задержки возникают на Набережной Космонавтов с запада рассматриваемого участка. Так, ТС, желающие повернуть налево с Набережной Космонавтов на двухуровневую развязку, испытывают дополнительные задержки из-за пропуска встречного транспортного потока, следующего прямо по Набережной Космонавтов.
Для улучшения показателей эффективности функционирования рассматриваемого участка, а также для улучшения безопасности движения по участку было разработано проектное предложение. По сравнению с существующей ситуацией, проектное предложение включает следующие изменения схемы организации дорожного движения:
- Выделение на площади перекрестков меньшего размера (в количестве 5 шт.);
- Обустройство мест для остановки ГПТОП и мест для отстоя ГПТОП в восточной и западной частях Предмостовой площади.
- Обустройство светофорных объектов на пересечении ул. Большая Горная, ул. Соколовая и двухуровневой развязки; на пересечении Набережной Космонавтов с двухуровневой развязкой как в западной, так и в восточной частях рассматриваемого участка.
- Перевод в двусторонний режим участка двухуровневой развязки от набережной Космонавтов до ул. Ломоносова.
- Обустройство газонов, разделяющих движение транспортных потоков по перекресткам.
5.2.2.2 Проектное предложение 1
Проектное предложение 1, по сравнению с существующей ситуацией, подразумевает следующие изменения:
- Выделение на площади перекрестков меньшего размера (в количестве 5 шт.);
- Обустройство мест для остановки ГПТОП и мест для отстоя ГПТОП в восточной и западной частях Предмостовой площади.
- Обустройство светофорных объектов на пересечении ул. Большая Горная, ул. Соколовая и двухуровневой развязки; на пересечении Набережной Космонавтов с двухуровневой развязкой как в западной, так и в восточной частях рассматриваемого участка.
- Перевод в двусторонний режим участка двухуровневой развязки от набережной Космонавтов до ул. Ломоносова.
- Обустройство газонов, разделяющих движение транспортных потоков по перекресткам.
Схема организации дорожного движения на Предмостовой площади для проектного предложения 1 представлена в Приложении 7
Проектное предложение 1 предусматривает обустройство светофорных объектов на рассматриваемом участке. Схема светофорного регулирования на Предмостовой площади для проектного предложения 1 представлена в Приложении 7.
5.2.2 Интенсивности транспортных и пешеходных потоков
Исходными материалами для разработки проектных предложений являются схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади, а также данные об интенсивности транспортных потоков и их распределении по соответствующим направлениям. Расчет интенсивностей транспортных потоков проводился как для утреннего (07:30-08:30), так и для вечернего часа пик (18:00-19:00).
Интенсивности движения транспортных потоков на исследуемом перекрестке для утреннего и вечернего часа пик были получены при помощи натурного обследования.
5.2.2.1 Существующая ситуация
Интенсивности транспортных и пешеходных потоков в утренний час пик (07:30-08:30), полученные при помощи натурного обследования, представлены на рисунках 4, 5 (рисунок 4, 5).
Рис. 4 Распределение интенсивностей транспортных потоков на Предмостовой площади в утренний час пик (авт./час)
Рис. 5 Распределение интенсивностей пешеходных потоков на Предмостовой площади в утренний час пик (авт./час)
Данные об интенсивностях транспортных потоков, представленные на рисунке 4, использовались при моделировании существующей ситуации в утренний час пик.
Интенсивности транспортных потоков в вечерний час пик (18:00-19:00), полученные при помощи натурного обследования, представлены на рисунке 6 (рисунок 6).
Рис. 6 Распределение интенсивностей транспортных потоков на Предмостовой площади в вечерний час пик (авт./час)
Данные об интенсивностях транспортных потоков, представленные на рисунке 6, использовались при моделировании существующей ситуации в вечерний час пик.
Были учтены маршруты ГПТОП: 8, 25, 42к, 93, 95, 97 автобусы и маршрутное такси, 1 троллейбус
5.2.2.2 Проектное предложение 1
Интенсивности и распределение транспортных потоков на Предмостовой площади для проектного предложения 1 в утренний и вечерний час пик были приняты, как в существующей ситуации (рисунки 4-6).
Моделирование существующей и проектной схемы организации движения на Предмостовой площади
Имитационное моделирование существующей ситуации и проектных предложений проводилось с помощью программного комплекса PTV Vision VISSIM, разработанного немецкой компанией PTV AG.
Имитационное моделирование проводилось как для утреннего, так и для вечернего часа пик.
5.3.1 Существующая ситуация
При проведении моделирования утреннего часа пик было выявлено, что существенные задержки возникают при движении по ул. Большая Горная (рисунок 7).
Рис. 7 Фрагмент области моделирования существующей ситуации в утренний час пик (914-ая секунда имитации)
Задержки в движении связаны с большой интенсивностью движения по мосту «Саратов-Энгельс». Также дополнительные задержки возникают у ТС, движущихся по двухуровневой развязке. Задержки у данных ТС возникают из-за того, что приоритет для движения отдан ТС, следующим в сторону моста по ул. Большая Горная. Также задержки были выявлены на Набережной Космонавтов (в западной части, около двухуровневой развязки). Так, ТС, поворачивающие налево на двухуровневую развязку, испытывают дополнительные задержки из-за пропуска встречного транспортного потока, следующего прямо по Набережной Космонавтов.
При проведении моделирования вечернего часа пик также были выявлены существенные задержки в движении по ул. Большая Горная и ул. Соколовая (рисунок 8).
Рис. 8 Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (700-ая секунда имитации)
Задержки в движении связаны с большой интенсивностью дорожного движения по мосту «Саратов-Энгельс». Также дополнительные задержки возникают у ТС, движущихся по двухуровневой развязке. Задержки у данных ТС возникают из-за того, что приоритет для движения отдан ТС, следующим в сторону моста по ул. Соколовая и ул. Большая Горная. Также задержки были выявлены на Набережной Космонавтов (в западной части, около двухуровневой развязки). Так, ТС, поворачивающие налево на двухуровневую развязку, испытывают дополнительные задержки из-за пропуска встречного транспортного потока, следующего прямо по Набережной Космонавтов.
Для улучшения показателей эффективности функционирования рассматриваемого участка будет разработано проектное предложение, подразумевающее изменение схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади с выделением нескольких перекрестков меньшего размера и обустройством светофорного регулирования на перекрестках.
5.3.2 Проектное предложение 1
При проведении моделирования утреннего и вечернего часов пик было выявлено, что задержки уменьшаются для ТС, движущихся по двухуровневой развязке. Уменьшение задержек для данных направлений связано с обустройством светофорного регулирования на Предмостовой площади. Также задержки движения уменьшаются для ТС, движущихся по ул. Соколовой. Уменьшение задержек связано с переносом остановки общественного транспорта на выделенную полосу и обустройством места остановки городского пассажирского транспорта общего пользования. Также задержки уменьшаются для ТС, следующих по Набережной Космонавтов налево на двухуровневую развязку. Уменьшение задержек связано с установкой светофорного объектов на пересечении Набережной Космонавтов и двухуровневой развязки.
5.4 Анализ результатов моделирования различных схем организации дорожного движения на Предмостовой площади в г. Саратове
По результатам моделирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектных предложений по следующим параметрам в утренний и вечерний час пик:
- Среднее время задержки всех транспортных средств (сек) – среднее арифметическое время задержки транспортных средств. Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути;
- Средняя скорость транспортных потоков(км/час) – среднее арифметическое скоростей всех транспортных средств на участке сети в ходе имитации;
- Количество транспортных средств в сети – среднее количество транспортных средств, постоянно находящихся в сети;
- Количество выехавших транспортных средств – определяет количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел за час в каждом возможном направлении;
- Среднее число остановок транспортного средства – среднее арифметическое число остановок транспортных средств за время имитации.
Результаты анализа представлены в разделе 4.3. Результаты анализа по ключевым параметрам (средняя скорость, среднее время задержки) представлены также в разделах 4.1 и 4.2.
5.4.1 Среднее время задержки транспортного средства
Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути.
Среднее время задержки в рассматриваемых ситуациях для утреннего и вечернего часов пик представлено на рисунке 9 (рисунок 9).
Рис. 9 Значение показателя «Среднее время задержки» для существующей ситуации и проектных предложений
Из диаграммы на рисунке 9 можно сделать вывод, что для проектного предложения среднее время задержки уменьшается. Уменьшение задержек связано с изменением схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади, которая подразумевает обустройство нескольких перекрестков меньшего размера и обустройство светофорного регулирования на перекрестках. Таким образом, уменьшаются задержки для ТС, движущихся по двухуровневой развязке на ул. Большая Горная. Также задержки уменьшаются для ТС, движущихся по Набережной Космонавтов налево на круговую развязку. Кроме того, задержки уменьшаются для ТС, движущихся по ул. Соколовая. Уменьшение задержек связано с переносом остановки городского пассажирского транспорта общего пользования на выделенную полосу и обустройством места для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования.
5.4.2 Средняя скорость
Рассматриваемый параметр определяет среднюю скорость транспортных средств (км/ч) на исследуемом участке.
Средняя скорость для рассматриваемых ситуаций в утренний и вечерний часы пик представлена на рисунке 10 (рисунок 10).
Рис.10. Значение показателя «Средняя скорость» для существующей ситуации и проектных предложений
Из диаграммы на рисунке 10 можно сделать вывод, что для проектного предложения средняя скорость увеличивается. Увеличение средней скорости связано с изменением схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади, которая подразумевает обустройство нескольких перекрестков меньшего размера и обустройство светофорного регулирования на перекрестках. Таким образом, увеличивается средняя скорость для ТС, движущихся по двухуровневой развязке на ул. Большая Горная. Также увеличивается средняя скорость для ТС, движущихся по Набережной Космонавтов налево на круговую развязку. Кроме того, увеличивается средняя скорость для ТС, движущихся по ул. Соколовая. Увеличение средней скорости связано с переносом остановки общественного транспорта на выделенную полосу и обустройством места для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования.
5.4.3 Общий анализ эффективности функционирования
В таблице 1 приведены результаты моделирования по исследуемым параметрам в утренний час пик (07.30-08.30).
Таблица 1
Анализ результатов моделирования в утренний час пик (07.30-08.30)
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
---|---|---|
ТС в сети |
131 |
120 |
Количество выехавших ТС |
4423 |
4434 |
Среднее время простоя |
38,729 |
36,708 |
Среднее количество остановок |
7,405 |
6,996 |
Среднее время задержки |
37,05 |
34,986 |
Средняя скорость |
7,934 |
8,161 |
Из таблицы 1 видно, что в утренний час пик лучшим является проектное предложение (уменьшается среднее количество остановок, уменьшается среднее время задержки, увеличивается средняя скорость). Улучшение показателей эффективности функционирования перекрестка связано с изменением схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади, которая подразумевает обустройство нескольких перекрестков меньшего размера и обустройство светофорного регулирования на перекрестках. Также улучшение показателей функционирования перекрестка связано с переносом остановки общественного транспорта на выделенную полосу и обустройством места для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования.
В таблице 2 приведены результаты моделирования по исследуемым параметрам в вечерний час пик (18.00-19.00).
Таблица 2
Анализ результатов моделирования в вечерний час пик (18.00-19.00)
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
---|---|---|
ТС в сети |
149 |
135 |
Количество выехавших ТС |
4554 |
4568 |
Среднее время простоя |
40,485 |
39,708 |
Среднее количество остановок |
8,594 |
8,396 |
Среднее время задержки |
40,639 |
36,17 |
Средняя скорость |
7,204 |
7,535 |
Из таблицы 2 видно, что в вечерний час пик лучшим является проектное предложение (уменьшается среднее количество остановок, уменьшается среднее время задержки, увеличивается средняя скорость). Улучшение показателей эффективности функционирования перекрестка связано с изменением схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади, которая подразумевает обустройство нескольких перекрестков меньшего размера и обустройство светофорного регулирования на перекрестках. Также улучшение показателей функционирования перекрестка связано с переносом остановки общественного транспорта на выделенную полосу и обустройством места для стоянки городского пассажирского транспорта общего пользования.
5.5 Выводы
В рамках работ по исследованию движения транспортных средств на Предмостовой площади было проведено моделирование для существующей ситуации и проектного предложения.
Моделирование проводилось на основе информации об интенсивностях транспортных потоков, полученных при помощи натурного обследования г. Саратова. Моделирование проводилось для утреннего (07:30-08:30) и вечернего часов пик (18:00-19:00).
Моделирование существующей ситуации показало, что значительные задержки транспортных средств возникают при движении по ул. Большая Горная и ул. Соколовая. Задержки при движении по ул. Большая Горная возникают из-за большой интенсивности транспортного потока, движущегося в сторону г. Энгельса по мосту «Саратов-Энгельс». Задержки при движении по ул. Соколовая возникают из-за большой интенсивности транспортного потока, движущегося по ул. Соколовая, а также остановки общественного транспорта «Славянская площадь» в северной части рассматриваемого участка. Данная остановка является начальным пунктом для некоторых маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования. В связи с этим, на данной остановке осуществляется стоянка автобусов. Зачастую вблизи остановки оказываются занятыми две или даже три полосы движения. Также задержки возникают на Набережной Космонавтов с запада рассматриваемого участка. Так, ТС, желающие повернуть налево с Набережной Космонавтов на двухуровневую развязку, испытывают дополнительные задержки из-за пропуска встречного транспортного потока, следующего прямо по Набережной Космонавтов.
Также особенностью рассматриваемого перекрестка является то, что для ТС, следующих с востока Набережной Космонавтов, не предусмотрена возможность выезда на восточное направление ул. Хвесина (в направлении города).
Для устранения задержек, связанных с данным маневром, а также для улучшения показателей эффективности функционирования перекрестка было разработано проектное предложение, предусматривающее изменение схемы организации дорожного движения на Предмостовой площади:
- Выделение перекрестков меньшего размера (в количестве 5 шт.).
- Обустройство мест для остановки городского пассажирского транспорта общего пользования на выделенных полосах и мест для отстоя городского пассажирского транспорта общего пользования в восточной и западной частях Предмостовой площади.
- Обустройство светофорных объектов на перекрестке ул. Большая Горная — ул. Соколовая, двухуровневой развязке, на пересечении Набережной Космонавтов с двухуровневой развязкой как в западной, так и в восточной частях рассматриваемого участка.
- Перевод в двухсторонний режим участка двухуровневой развязки в восточной части рассматриваемого участка.
- Обустройство газонов, разделяющих движение транспортных потоков по перекресткам.
Для проектного предложения было проведено моделирования как для утреннего, так и для вечернего часов пик. В результате проведенного моделирования было выявлено, что задержки уменьшаются для ТС, следующих по двухуровневой развязке с запада Набережной Космонавтов. Задержки уменьшаются из-за обустройства светофорных объектов на перекрестках, а также из-за переноса остановки общественного транспорта «Славянская площадь» на выделенную полосу.
Был проведен сравнительный анализ показателей эффективности функционирования рассматриваемого для существующей ситуации и проектного предложения. По результатам рассмотрения сравнительного анализа было выявлено, что проектное предложение по всем показателям лучше существующей ситуации.
В связи с этим, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» рекомендуется к реализации проектное предложение 1.