
Сбор средств на финансирование проектных работ
Фонд «Прикладная наука» объявляет сбор средств на финансирование проектных работ по разработке новой схемы организации дорожного движения, а также управления светофорными объектами на данном перекрестке.
Для помощи разработке проекта достаточно указать любую сумму, перечислить в фонд «Прикладная наука» любыми способами: банковской картой, через QR-код, безналичным банковским переводом или по ссылке.

Реквизиты счёта для перечисления пожертвований
Получатель
Наименование: ФОНД «ПРИКЛАДНАЯ НАУКА»
ИНН: 7708447173
КПП: 770801001
ОГРН: 1257700047439
Расчётный счёт: 40703 810 9 3871 0000222
Банк получателя
Наименование: ПАО Сбербанк
БИК: 044525225
Корсчёт: 30101 810 4 0000 0000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001
Назначение платежа: На мероприятие по организации дорожного движения № 25
Оптимизация схемы организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская» города Томска
2 Анализ существующего режима функционирования перекрестка ул. Большая Нижегородская – ул. Мира 5
Цели и задачи работы
Цели работы
- Разработать оптимальную схему организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская» с учетом строительства объекта недвижимости на вблизи участка.
Задачи работы
- Провести сбор исходных данных на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская», г. Томск. Получить данные об интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков. Получить данные об организации светофорного регулирования. Получить схему организации дорожного движения на перекрестке, включающие основные элементы (количество полос; направления движения по полосам; наличие пешеходных переходов, светофорного регулирования, выездов на прилегающие территории; схема фаз светофорного регулирования).
- Провести микромоделирование транспортных потоков при существующей ситуации. Провести анализ эффективности функционирования участка Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская», г. Томск при существующей ситуации.
- Разработать проектную схему организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская», г. Томск.
- Провести микромоделирование транспортных потоков при проектном варианте. Провести анализ эффективности функционирования перекрестка на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская», г. Томск при проектном варианте.
- Провести сравнительный анализ эффективности функционирования на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская», г. Томск при существующей ситуации и проектном варианте по следующим параметрам:
- среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
- средняя скорость транспортных потоков (км/час);
- полное время в пути (час);
- общее время задержки (час);
- общее время остановок (час);
- количество остановок;
- количество транспортных средств в сети;
- количество выехавших транспортных средств;
- среднее число остановок транспортного средства.
- Сделать выводы о целесообразности изменения организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская», г. Томск.
Анализ существующего режима функционирования участка Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
Организация дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
Для проведения моделирования существующей схемы организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская» в городе Томске использовались исходные данные, полученные из открытых источников информации.
Так, была получена схема организации дорожного движения, содержащая информацию о количестве полос с каждого направления, наличии пешеходных переходов, светофорных объектов и трамвайных путей (рисунок 1).
Рис.1. Схема организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
На участке находятся 4 выезда, в т.ч.: пересечение с Мариинским переулком, персечение с дублером Комсомольского проспекта, два выезда с придомовых территорий.
На участке также находится остановка городского пассажирского транспорта общего пользования «Партизанская». На остановке обустроены карманы для заездов единиц подвижного состава.
Вблизи остановки «Партизанская» обустроен регулируемый пешеходный переход.
Схема светофорного регулирования и продолжительность фаз была получена при исследовании съемки с беспилотного летательного аппарата. Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 2. При этом промежуточным тактом является желтый сигнал (3 сек).
Рисунок 2 — Схема фаз светофорного регулирования на пешеходном переходе вблизи остановки «Партизанская»
Съемка участка Комсомольского проспекта была получена с высоты более 200 м. Видеосъемка осуществлялась при помощи беспилотного летательного аппарата, оснащенного камерой высокой разрешающей способности.
Видеосъемка была использована для оценки движения транспортных средств по участку улично-дорожной сети, а именно: выявления на нем конфликтных зон (пересечений транспортных и пешеходных потоков), а также с целью определения длины очередей из транспортных средств перед зонами перестроения и стоп-линиями светофорных объектов.
Полученные видеофрагменты позволили выявить некоторые особенности в движении транспортных средств на перекрестке.
Было выявлено, что в настоящее время на рассматриваемом участке задержек в движении ТС выявлено не было (рисунок 3).
Рисунок 3 — Фотография участка Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
Стоит отметить, что вблизи планируемого участка планируется строительство объекта недвижимости – торгового центра. Торговый центр будет подключен к дублеру Комсомольского проспекта.
Исходными материалами для разработки проектной схемы организации дорожного движения являются схемы организации дорожного движения на участке, а также данные об интенсивности движения транспортных потоков и их распределение по соответствующим направлениям. Данные об интенсивностях движения транспортных потоков для вечернего часа пик (18:00-19:00) были получены при помощи исследования съемки с беспилотного летательного аппарата. Интенсивности и распределение транспортных потоков по направлениям представлены на рисунках 4-6).
Рис.4. – Интенсивности и распределение движения транспортных потоков на участке Комсомольского проспекта в час пик (18:00-19:00)
Рис.5. – Интенсивности и распределение движения транспортных потоков на участке Комсомольского проспекта в час пик (18:00-19:00)
Рис.6. – Интенсивности и распределение движения транспортных потоков на участке Комсомольского проспекта в час пик (18:00-19:00)
В последующем данные об интенсивностях движения транспортных потоков, представленные на рисунках, будут использоваться при моделировании существующей ситуации.
2.2 Моделирование существующей ситуации на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
Имитационное моделирование существующей ситуации и проектного варианта проводилось с помощью программного комплекса PTV Vision VISSIM, разработанного немецкой компанией PTV AG. Моделирование проводилось для вечернего часа пик (18:00-19:00).
Моделирование существующей ситуации показало, что в вечерний час существенных задержек не возникает (рисунок 7).
Рисунок 7 — Фрагмент имитации существующей ситуации в утренний час пик (406-ая секунда имитации)
Задержки с дублера Комсомольского проспекта не возникают из-за отсутствия светофорного регулирования на выезде, а также из-за наличия разгонной полосы.
По результатам моделирования был проведен анализ существующей ситуации по следующим параметрам в вечерний час пик:
- Среднее время задержки всех транспортных средств (сек) – среднее арифметическое время задержки транспортных средств. Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути;
- Средняя скорость транспортных потоков (км/час) – среднее арифметическое скоростей всех транспортных средств на участке сети в ходе имитации;
- Количество транспортных средств в сети – среднее количество транспортных средств, постоянно находящихся в сети;
- Количество выехавших транспортных средств – определяет количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел за час в каждом возможном направлении;
- Среднее число остановок транспортного средства – среднее арифметическое число остановок транспортных средств за время имитации.
Результаты анализа существующей ситуации на рассматриваемом участке приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Анализ результатов моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (18:00-19:00)
Параметр |
Существующая ситуация |
ТС в сети |
61 |
Количество выехавших ТС |
4916 |
Среднее время простоя, сек |
6,81 |
Среднее количество остановок |
0,44 |
Средняя скорость, км/ч |
34,96 |
Среднее время задержки, сек |
13,05 |
Из таблицы 1 видно, что в вечерний час пик средняя скорость на перекрестке равняется 34,96 км/ч; среднее время задержки –13,05 секунды.
2.3 Выводы о существующей схеме организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекте от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
Для корректной оценки существующей схемы организации дорожного движения на перекрестке специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была исследована схема организации дорожного движения на участке:
- Количество полос в каждом направлении;
- Наличие пешеходных переходов;
- Наличие светофорных объектов;
- Наличие остановок городского пассажирского транспорта общего пользования.
Также от специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была получена информация о светофорном регулировании, в том числе: количество фаз; разрешенные направления движения для каждой фазы; продолжительность фаз.
Кроме того, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была получена информация об интенсивностях движения транспортных потоков и их распределении по направлениям перекрестка.
Также была получена видеосъемка, произведенная при помощи беспилотного летательного аппарата. Видеосъемка была использована для оценки движения по перекрестку. В ходе оценки движения было выявлено, что задержек в движении транспортных средств не возникает.
Было проведено моделирование существующей ситуации на перекрестке. При осуществлении моделирования были учтены особенности движения транспортных средств, выявленные на этапе натурного наблюдения за режимом функционирования перекрестка.
Моделирование позволило оценить среднее время задержки транспортных средств, следующих с каждого направления, их среднюю скорость и значений ряда других показателей.
Стоит отметить, что в настоящий момент новый объект недвижимости не подключен к улично-дорожной сети. В связи с этим подключение объекта недвижимости будет учтено при разработке проектного предложения.
Разработка проектной схемы организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
Проектная схема организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская»
Проектная схема организации дорожного движения на участке Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская» была разработана специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». В ходе разработки проектной схемы организации дорожного движения учитывались конструктивные особенности участка. Существующее избыточное асфальтовое покрытие и замощение предлагается использовать как парковочное пространство, либо тротуары. Отдельные неиспользуемые и не участвующие в реализации движения транспорт и пешеходов общественные пространства использовать под элементы благоустройства, что повысит привлекательность данного перекрестка для движения пешеходов.
При разработке проектной схемы первым этапом было изучено влияние подключения проектируемого объекта недвижимости к улично-дорожной сети при условии его полного функционирования. Так, увеличится интенсивность транспортного потока, следующего по дублеру Комсомольского проспекта до 200ТС/час.
На втором этапе разработки проектного предложения были предусмотрены следующие изменения схемы организации дорожного движения на участке:
1) Изменение конфигурации пересечения дублера Комсомольского проспекта с основной проезжей частью (сужение площади перекрестка, изменение количества полос. Также предполагается возможность поворота налево с дублера Комсомольского проспекта на основную проезжую часть) (рисунок 8);
Рис.8. – Схема организации дорожного движения на пересечении дублера Комсомольского проспекта и основной части Комсомольского проспекта для проектного предложения 1
2) Обустройство светофорного объекта на пересечении дублера Комсомольского проспекта с основной проезжей частью. Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 9. При этом промежуточным тактом является сочетание зеленого мигающего (3 сек) и желтого (3 сек) сигналов;
Рис. 9. – Схема светофорного регулирования для проектного предложения
3) Изменение светофорного регулирования на пешеходном переходе вблизи остановки «Партизанская» в соответствии со светофорным регулированием вновь обустроенного светофорного объекта. При этом увеличивается общая продолжительность цикла (на 15 секунд), и сокращается продолжительность фазы для движения пешеходов (на 8 секунд). Схема светофорного регулирования для проектного предложения представлена на рисунке 10. При этом промежуточным тактом является желтый сигнал (3 сек).
Рис. 10. – Схема светофорного регулирования для проектного предложения
Также специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была создана схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки. Схема расстановки знаков, светофорных объектов и разметки представлена в Приложении 1. Данную схему рекомендуется использовать при реализации проектной схемы организации дорожного движения.
Анализ результатов моделирования проектного варианта организации дорожного движения на перекрестке ул. Нахимова – пр-т Шахтеров – Логовое шоссе – ул. Рутгерса
В ходе моделирования было выявлено, что сокращаются очереди на всех направлениях перекрестка (рисунок 12). Сокращение очередей связано с изменением конфигурации перекрестка (обустройством зоны для разворота в западной части перекрестка), а также с увеличением продолжительности фазы для движения с западного направления с ул. Рутгерса.
Рисунок 12 — Фрагмент имитации проектного варианта в вечерний час пик (480-ая секунда имитации)
Был проведен анализ эффективности функционирования проектного варианта (таблица 2).
Таблица 2 — Анализ результатов моделирования проектного варианта в вечерний час пик
Параметр |
Проектное предложение |
Количество ТС в сети |
85 |
Количество выехавших ТС |
4706 |
Среднее время простоя, сек |
18,24 |
Среднее количество остановок |
0,75 |
Средняя скорость, км/ч |
22.36 |
Среднее время задержки, сек |
28.53 |
Выводы о проектном варианте организации дорожного движения на перекрестке ул. Нахимова – пр-т Шахтеров – Логовое шоссе – ул. Рутгерса
Проектный вариант был разработан специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР». Проектный вариант был разработан с целью оптимизации движения на перекрестке. При разработке проектного варианта специалистами преследовалась цель — улучшение показателей эффективности функционирования перекрестка.
Был разработан проектный вариант, предусматривающий:
1) Обустройство места для разворота в западной части перекрестка (в 150 м от перекреста).
2) Обустройство отложенного поворота направо в юго-западной части перекрестка (на территории парковки центра социального обслуживания населения).
3) Запрет левых поворотов на перекрестке с ул. Нахимова и с ул Рутгерса. Левые повороты осуществляются по вновь обустроенному развороту;
4) Организация парковочного пространства вблизи перекрестка (около ДК Шахтеров);
5) Ликвидация остановочного пункта для автобусов в западной части перекрестка на пр-те Шахтеров. Перенос остановочного пункта в южной части перекрестка за вновь обустроенный отложенный поворот. Тогда остановки автобусы будут осуществлять за перекрестком.
В ходе моделирования проектного варианта было выявлено, что очереди со всех направлений перекрестка уменьшаются. Уменьшение задержек связано с переносом двух маневров левых поворотов с перекрестка, а также с изменением светофорного регулирования (увеличение продолжительности фазы для движения ТС с ул. Рутгерса).
Для более подробного рассмотрения результатов эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ (раздел 4).
Сравнительный анализ эффективности функционирования исследуемого перекрестка при моделировании существующей ситуации и проектного варианта на перекрестке ул. Нахимова – пр-т Шахтеров – Логовое шоссе – ул. Рутгерса
Основными показателями, по которым проводился анализ результатов моделирования, были выбраны:
- Среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
- Средняя скорость транспортных потоков (км/час);
- Количество транспортных средств в сети;
- Количество выехавших транспортных;
- Среднее число остановок транспортного средства.
Анализ результатов моделирования проводился для существующей ситуации и проектного варианта в вечерний час пик. Анализ для обоих ситуаций проводился с 0-й до 3600-й секунды имитации, т.е. включал временной интервал, равный одному часу.
Сравнительный анализ существующей ситуации и проектного варианта в вечерний час пик представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Анализ результатов моделирования существующей ситуации и проектного варианта в вечерний час пик
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
Количество ТС в сети |
102 |
85 |
Количество выехавших ТС |
4703 |
4706 |
Среднее время простоя, сек |
19,69 |
18,24 |
Среднее количество остановок |
0,95 |
0,75 |
Средняя скорость, км/ч |
20.06 |
22.36 |
Среднее время задержки, сек |
32.57 |
28.53 |
Как видно из таблицы 3, для проектного варианта уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 4 секунды), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 1,45 секунд), увеличивается средняя скорость (на 22,3 км/ч).
Также был проведен анализ эффективности функционирования по направлениям (таблицы 4-5).
Таблица 4 — Анализ результатов моделирования для ТС, следующих с ул. Нахимова в вечерний час пик
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
Количество ТС в сети |
12 |
6 |
Количество выехавших ТС |
602 |
616 |
Среднее время простоя, сек |
18,64 |
14,72 |
Среднее количество остановок |
0,97 |
0,68 |
Средняя скорость, км/ч |
22,65 |
27,60 |
Среднее время задержки, сек |
29,22 |
23,62 |
Улучшение результатов связано с переносом маневра левого поворота с данного направления на отложенный поворот, что значительно облегчило его осуществление.
Таблица 5 — Анализ результатов моделирования для ТС, следующих с пр-та Шахтеров с востока в вечерний час пик
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
Количество ТС в сети |
26 |
21 |
Количество выехавших ТС |
1026 |
1031 |
Среднее время простоя, сек |
15,91 |
11,97 |
Среднее количество остановок |
1,12 |
0,61 |
Средняя скорость, км/ч |
24,47 |
30,68 |
Среднее время задержки, сек |
30,39 |
22,62 |
Улучшение результатов связано с переносом маневра левого поворота с данного направления на отложенный поворот, что значительно облегчило его осуществление.
Таблица 5 — Анализ результатов моделирования для ТС, следующих с Логового шоссе в вечерний час пик
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
Количество ТС в сети |
28 |
23 |
Количество выехавших ТС |
1080 |
1085 |
Среднее время простоя, сек |
21,90 |
21,27 |
Среднее количество остановок |
1,03 |
1,00 |
Средняя скорость, км/ч |
23,27 |
24,41 |
Среднее время задержки, сек |
42,75 |
39,32 |
Таблица 6 — Анализ результатов моделирования для ТС, следующих с ул. Рутгерса с запада в вечерний час пик
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
Количество ТС в сети |
27 |
24 |
Количество выехавших ТС |
825 |
806 |
Среднее время простоя, сек |
24,05 |
12,65 |
Среднее количество остановок |
1,12 |
0,76 |
Средняя скорость, км/ч |
23,80 |
30,93 |
Среднее время задержки, сек |
38,26 |
22,09 |
Улучшение показателей для данного направления связано с устранением преграды в виде ТС, поворачивающих налево со встречного направления для осуществления маневра левого поворота, а также с увеличением продолжительности фазы для данного направления.
5 Выводы
Целью, стоящей перед специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», было определение оптимальной схемы организации дорожного движения на перекрестке ул. Нахимова – пр-т Шахтеров – Логовое шоссе – ул. Рутгерса. Главным условием разработки проектной схемы организации дорожного движения было улучшение эффективности функционирования участка.
В ходе работ был проведен сбор исходных данных. Так, от Администрации города Кемерово была получена схема организации дорожного движения на перекрестке (в том числе: количество полос в каждом направлении; наличие пешеходных переходов, светофорных объектов), схема светофорного регулирования на перекрестке (количество фаз, разрешенные направления движения для каждой фазы). При помощи полученной от Администрации города Кемерово съемки с беспилотного летательного аппарата были исследованы особенности в движении транспортных средств (конфликтные точки между встречными транспортными и пешеходными потоками, длина очередей перед стоп-линиями). Также от Администрации были получены интенсивности движения транспортных потоков.
По результатам сбора были выявлены следующие особенности в движении транспортных средств: очереди из транспортных средств, следующих со всех направлений; задержки при осуществлении левых поворотов из-за пропуска встречных транспортных потоков, особенно у ТС, следующих по пр-ту Шахтеров и со стороны ул. Рутгерса.
На основе полученных данных было проведено моделирование существующей ситуации. При проведении моделирования учитывались особенности движения транспортных средств, выявленные на этапе сбора исходных данных.
Был проведен анализ эффективности функционирования участка в вечерний час пик. В результате рассмотрения анализа было выявлено, что средняя скорость транспортных средств, проезжающих через перекресток, равняется 20 км/ч.
По итогам рассмотрения результатов сбора натурных данных о движении транспортных средств по перекрестку и результатов моделирования движения транспортных средств на перекрестке было принято решение разработать проектную схему организации дорожного движения, предусматривающую:
1) Обустройство места для разворота в западной части перекрестка (в 150 м от перекреста).
2) Обустройство отложенного поворота направо в юго-западной части перекрестка (на территории парковки центра социального обслуживания населения).
3) Запрет левых поворотов на перекрестке с ул. Нахимова и с ул Рутгерса. Левые повороты осуществляются по вновь обустроенному развороту;
4) Организация парковочного пространства вблизи перекрестка (около ДК Шахтеров);
5) Ликвидация остановочного пункта для автобусов в западной части перекрестка на пр-те Шахтеров. Перенос остановочного пункта в южной части перекрестка за вновь обустроенный отложенный поворот. Тогда остановки автобусы будут осуществлять за перекрестком
Было проведено моделирование движения транспортных потоков при проектном варианте. В ходе моделирования было выявлено уменьшение очередей со всех направлений, а также устранение конфликтов между транспортными средствами, поворачивающими налево с пр-та Шахтеров и ул. Рутгерса.
Для подробного рассмотрения всех значений показателей эффективности функционирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектного варианта. Было выявлено, что для проектного варианта уменьшается среднее время задержки транспортного средства (по сравнению с существующей ситуацией – на 4 секунды), уменьшается среднее время простоя транспортного средства (на 1,4 секунд), увеличивается средняя скорость (на 2,3 км/ч).
Таким образом изменения, предусмотренные проектной схемой организации дорожного движения, положительно влияют на эффективность функционирования участка. В связи с этим, изменения, предусмотренные проектной схемой организации дорожного движения , рекомендуются к реализации.
Приложение 1
Фонд формирует команду учёных и инженеров из различных проектных организаций для разработки проектно-сметной документации на реализацию представленных предложений, а также ищет заинтересованные организации и спонсоров для последующей реализации представленного проекта.
Свой вклад в формирование инвестиционного проекта, по реализации данного инвестиционного портфеля, вы можете внести, перечислив деньги на уставные цели фонда «Прикладная наука» с указанием: «На уставные цели — развитие транспортной инфраструктуры, Проект участка Комсомольского проспекта от Мариинского переулка до остановки «Партизанская, г. Томск».