Сбор средств на финансирование проектных работ
Фонд «Прикладная наука» объявляет сбор средств на финансирование проектных работ по разработке новой схемы организации дорожного движения, а также управления светофорными объектами на данном перекрестке.
Для помощи разработке проекта достаточно указать любую сумму, перечислить в фонд «Прикладная наука» любыми способами: банковской картой, через QR-код, безналичным банковским переводом или по ссылке.

Реквизиты счёта для перечисления пожертвований
Получатель
Наименование: ФОНД «ПРИКЛАДНАЯ НАУКА»
ИНН: 7708447173
КПП: 770801001
ОГРН: 1257700047439
Расчётный счёт: 40703 810 9 3871 0000222
Банк получателя
Наименование: ПАО Сбербанк
БИК: 044525225
Корсчёт: 30101 810 4 0000 0000225
ИНН: 7707083893
КПП: 773643001
Назначение платежа: На мероприятие по организации дорожного движения № 28
Оглавление
4.2.2 Интенсивности транспортных и пешеходных потоков 9
4.3.1 Существующая ситуация 13
4.3.2 Проектное предложение 1 15
4.4.1 Среднее время задержки транспортного средства 17
4.4.3 Общий анализ эффективности функционирования 19
Разработка схемы организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь в г. Саратове
4.1 Цели и задачи
4.1.1 Цель работы
Определить оптимальную схему организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь в г. Саратове.
4.1.2 Задачи работы
- При помощи натурных обследований получить существующие интенсивности движения и распределения транспортных потоков;
- Провести микромоделирование существующей ситуации и проектных предложений по организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь;
- Провести сравнительный анализ моделирования существующей ситуации и проектных предложений по следующим параметрам качества функционирования исследуемого участка:
- среднее время задержки всех транспортных средств (сек);
- средняя скорость транспортных потоков (км/час);
- количество остановок;
- количество транспортных средств в сети;
- количество выехавших транспортных средств;
- среднее число остановок транспортного средства.
- На основе имитационного моделирования и сравнительного анализа дать экспертную оценку существующей и проектных схем организации дорожного движения в зоне моделирования.
4.2. Исходные данные
4.2.1. Схема организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь
4.2.1.1 Существующая ситуация
Объектом исследования является ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь (рисунок 4.1).
Рис. 4.1 Фотография перекрестка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь в г. Саратове с высоты
Схема организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь, полученная при помощи натурного обследования, представлена на рисунке 4.2 (рисунок 4.2).
Рис. 4.2 Схема организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь
Топосъемка участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь в г. Саратове представлена на рисунке 4.3 (рисунок 4.3).
Рис. 4.3 Топосъемка участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь
Рассматриваемый объект представляет собой участок улицы, содержащий три перекрестка (ул. Аткарская – ул. Большая Казачья, ул. Аткарская — ул. Московская, ул. Аткарская – ул. Кутякова), а также круговую развязку на Привокзальной площади. Движение по перекресткам и круговой развязке является нерегулируемым.
На рассматриваемом объекте осуществляется движение городского пассажирского транспорта общего пользования. Также объект содержит остановку ГПТОП «Ж/д вокзал».
На рассматриваемом участке в настоящее время наблюдается несанкционированная парковка транспортных средств.
Для улучшения показателей эффективности функционирования рассматриваемого участка, а также для улучшения безопасности движения по участку, было разработано проектное предложение, подразумевающее:
- Уменьшение площади перекрестка ул. Аткарская – ул. Большая Казачья.
- Перевод участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двухсторонний режим. При этом в каждом направлении предусмотрено по две полосы движения.
- Перенос остановочного пункта «Ж/д вокзал» с западной на восточную часть круговой развязки на Привокзальной площади.
- Обустройство кармана для остановочного пункта «Ж/д вокзал» на ул. Аткарская.
- Канализацию движения по круговой развязке (уменьшение количества полос в западной части развязки до трех со смещением оси улицы ближе к центральному островку).
- На освободившемся от канализации перекрестка ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и канализации движения по круговой развязке пространстве было принято решение об обустройстве парковочного пространства.
- Обустройство светофорных объектов на перекрестках ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и ул. Московская – ул. Аткарская, а также обустройство светофорного объекта при выезде с круговой развязки при выезде с Привокзальной площади.
Схема организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь представлена в Приложении 6.
4.2.1.2 Проектное предложение 1
Проектное предложение 1 подразумевает следующие изменения:
- Уменьшение площади перекрестка ул. Аткарская – ул. Большая Казачья.
- Перевод участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двухсторонний режим. При этом в каждом направлении предусмотрено по две полосы движения.
- Перенос остановочного пункта «Ж/д вокзал» с западной на восточную часть круговой развязки на Привокзальной площади.
- Обустройство кармана для остановочного пункта «Ж/д вокзал» на ул. Аткарская.
- Канализацию движения по круговой развязке (уменьшение количества полос в западной части развязки до трех со смещением оси улицы ближе к центральному островку).
- На освободившемся от канализации перекрестка ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и канализации движения по круговой развязке пространстве было принято решение об обустройстве парковочного пространства.
- Обустройство светофорных объектов на перекрестках ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и ул. Московская – ул. Аткарская, а также обустройство светофорного объекта при выезде с круговой развязки при выезде с Привокзальной площади.
Схема организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь для проектного предложения 1 представлена в Приложении 6.
На участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь осуществляется светофорное регулирование. Схема светофорного регулирования представлена на рисунке 5 (рисунок 5).
Рис. 5 Схема светофорного регулирования на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь для проектного предложения 1 в утренний час пик
Рис. 6. Продолжительности фаз светофорного регулирования на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь для проектного предложения 1 в вечерний час пик
4.2.2 Интенсивности транспортных и пешеходных потоков
Исходными материалами для разработки проектных предложений являются схемы организации дорожного движения на Привокзальной площади, а также данные об интенсивности транспортных потоков и их распределении по соответствующим направлениям. Расчет интенсивностей транспортных потоков проводился как для утреннего (08:30-09:30), так и для вечернего часа пик (17:00-18:00).
Интенсивности транспортных потоков на исследуемом перекрестке для утреннего и вечернего часа пик были получены при помощи натурного обследования.
4.2.2.1 Существующая ситуация
Интенсивности движения транспортных потоков в утренний час пик (08:30-09:30), полученные при помощи натурного обследования, представлены на рисунке 6 (рисунок 6).
Рис. 6 Распределение интенсивностей движения транспортных потоков на Привокзальной площади в утренний час пик (авт./час)
Данные об интенсивностях транспортных потоков, представленные на рисунке 6, использовались при моделировании существующей ситуации в утренний час пик.
Интенсивности транспортных потоков в вечерний час пик (17:00-18:00), полученные при помощи натурного обследования, представлены на рисунке 7 (рисунок 7).
Рис. 7 Распределение интенсивностей транспортных потоков на Привокзальной площади в вечерний час пик (авт./час)
Данные об интенсивностях транспортных потоков, представленные на рисунке 7, использовались при моделировании существующей ситуации в вечерний час пик.
Были учтены маршруты ГПТОП: 3, 25, 45, 48, 54, 60, 64, 65, 67, 72, 75, 76, 79, 82, 55а автобусы и маршрутное такси, 10, 1, 2, 2а, 15, 16 троллейбус.
4.2.2.2 Проектное предложение 1
Интенсивности и распределение транспортных потоков на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь для проектного предложения 1 в утренний и вечерний час пик были приняты, как в существующей ситуации (рисунки 6-7).
4.3 Моделирование существующей и проектной схемы организации движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь
Имитационное моделирование существующей ситуации и проектных предложений проводилось с помощью программного комплекса PTV Vision VISSIM, разработанного немецкой компанией PTV AG.
Имитационное моделирование проводилось как для утреннего, так и для вечернего часа пик.
4.3.1 Существующая ситуация
При проведении моделирования утреннего часа пик существенных задержек в движении транспортных средств выявлено не было (рисунок 8).
Рис. 8 Фрагмент области моделирования существующей ситуации в утренний час пик (675-ая секунда имитации)
При проведении моделирования вечернего часа пик существенных задержек в движении транспортных средств выявлено не было (рисунок 9).
Рис. 9 Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (701-ая секунда имитации)
В ходе натурного наблюдения существующей ситуации было выявлено, что ТС, движущиеся по ул. Аткарская и желающие повернуть налево на ул. Московская, вынуждены совершать объезд круговой развязки на Привокзальной площади с последующим поворотом направо с ул. Аткарская на ул. Кутякова. Данная особенность была учтена в моделировании существующей ситуации.
Для устранения задержек, возникающих при осуществления данного маневра, а также для повышения безопасности движения ТС на участке было разработано проектное предложение, подразумевающее:
- Канализацию движения на перекрестке ул. Аткарская – ул. Большая Казачья.
- Перевод участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двухсторонний режим, при этом в каждом направлении предусмотрено по две полосы движения.
- Перенос остановки Ж/д вокзал в восточную часть круговой развязки на Привокзальной площади.
- Обустройство карманов для остановки Ж/д вокзал на ул. Аткарская.
- Канализацию движения по круговой развязке (уменьшение количества полос в западной части развязки до трех со смещением оси улицы ближе к центральному островку).
- Обустройство парковочного пространства на освободившемся пространстве от канализации перекрестка ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и канализации движения по круговой развязке.
- Обустройство светофорного объекта на перекрестках ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и ул. Московская – ул. Аткарская, а также обустройство светофорного объекта при выезде с круговой развязки при выезде с Привокзальной площади.
4.3.2 Проектное предложение 1
При проведении моделирования проектного предложения в утренний час пик было выявлено, что при проектном предложении 1 уменьшаются задержки для транспортных средств, следующих со всех направлений (рисунок 10).
Рис. 10 Фрагмент области моделирования проектного предложения 1 в утренний час пик (475-ая секунда имитации)
Уменьшение задержек связано с обустройством светофорных объектов на перекрестках, а также канализацией движения на перекрестках. Также положительное влияние на показатели эффективности функционирования рассматриваемого участка оказывает перевод участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двухсторонний режим. Так ТС, желающие повернуть налево с ул. Аткарская на ул. Московская, совершают маневр для поворота непосредственно на перекрестке без объезда круговой развязки на Привокзальной площади.
При проведении имитационного моделирования проектного предложения 1 в вечерний час пик было выявлено, что, по сравнению с существующей ситуацией, задержки уменьшаются для ТС, следующих со всех направлений (рисунок 11).
Рис. 11 Фрагмент области моделирования проектного предложения 1 в вечерний час пик (434-ая секунда имитации)
Уменьшение задержек связано с обустройством светофорных объектов на перекрестках, а также канализацией движения на перекрестках. Также положительное влияние на показатели эффективности функционирования рассматриваемого участка оказывает перевод участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двухсторонний режим. Так ТС, желающие повернуть налево с ул. Аткарская на ул. Московская, совершают маневр для поворота непосредственно на перекрестке без объезда круговой развязки на Привокзальной площади.
4.4 Анализ результатов моделирования различных схем организации движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь в г. Саратове
По результатам моделирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектных предложений по следующим параметрам в утренний и вечерний час пик:
- Среднее время задержки всех транспортных средств (сек) – среднее арифметическое время задержки транспортных средств. Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути;
- Средняя скорость транспортных потоков (км/ч) – среднее арифметическое скоростей всех транспортных средств на участке сети в ходе имитации;
- Количество транспортных средств в сети – среднее количество транспортных средств, постоянно находящихся в сети;
- Количество выехавших транспортных средств – определяет количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел за час в каждом возможном направлении;
- Среднее число остановок транспортного средства – среднее арифметическое число остановок транспортных средств за время имитации.
Результаты анализа представлены в разделе 4.3. Результаты анализа по ключевым параметрам (средняя скорость, среднее время задержки) представлены также в разделах 4.1 и 4.2.
4.4.1 Среднее время задержки транспортного средства
Время задержки вычисляется для каждого транспортного средства путем вычитания из теоретического (идеального) значения времени в пути, реально полученного значения времени в пути.
Среднее время задержки в рассматриваемых ситуациях для утреннего и вечернего часа пик представлено на рисунке 12 (рисунок 12).
Рис. 12 Значение показателя «Среднее время задержки» для существующей ситуации и проектного предложения
Из диаграммы на рисунке 12 можно сделать вывод, что для проектного предложения среднее время задержки уменьшается. Уменьшение среднего времени задержки связано с обустройством светофорных объектов на перекрестках ул. Аткарская — ул. Большая Казачья, ул. Аткарская – ул. Московская, ул. Аткарская – ул. Кутякова, канализацией движения на перекрестке ул. Аткарская — ул. Большая Казачья и переводом участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двусторонний режим.
4.4.2 Средняя скорость
Рассматриваемый параметр определяет среднюю скорость транспортных средств (км/ч) на исследуемом участке.
Средняя скорость для рассматриваемых ситуаций в вечерний час пик представлена на рисунке 13 (рисунок 13).
Рис.13. Значение показателя «Средняя скорость» для существующей ситуации и проектного предложения
Из диаграммы на рисунке 13 можно сделать вывод, что для проектного предложения средняя скорость увеличивается. Увеличение средней скорости связано с обустройством светофорных объектов на перекрестках ул. Аткарская — ул. Большая Казачья, ул. Аткарская – ул. Московская, ул. Аткарская – ул. Кутякова, канализацией движения на перекрестке ул. Аткарская — ул. Большая Казачья и переводом участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двусторонний режим.
4.4.3 Общий анализ эффективности функционирования
В таблице 1 приведены результаты моделирования по исследуемым параметрам в утренний час пик (08.30-09.30).
Таблица 1
Анализ результатов моделирования в утренний час пик (08.30-09.30)
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
---|---|---|
ТС в сети |
80 |
56 |
Количество выехавших ТС |
2918 |
2942 |
Среднее время простоя |
26,82 |
26,61 |
Среднее количество остановок |
1,71 |
1,23 |
Среднее время задержки |
48,29 |
45,17 |
Средняя скорость |
17,53 |
17,77 |
Из таблицы 1 видно, что в утренний час пик лучшим является проектное предложение (уменьшается среднее количество остановок, уменьшается среднее время задержки, увеличивается средняя скорость).
В таблице 2 приведены результаты моделирования по исследуемым параметрам в вечерний час пик (17.00-18.00).
Таблица 2
Анализ результатов моделирования в вечерний час пик (17.00-18.00)
Параметр |
Существующая ситуация |
Проектное предложение |
---|---|---|
ТС в сети |
149 |
74 |
Количество выехавших ТС |
2905 |
2980 |
Среднее время простоя |
28,68 |
28,08 |
Среднее количество остановок |
2,7 |
1,55 |
Среднее время задержки |
79,36 |
55,55 |
Средняя скорость |
13,34 |
16,46 |
Из таблицы 2 видно, что в вечерний час пик лучшим является проектное предложение (уменьшается среднее количество остановок, уменьшается среднее время задержки, увеличивается средняя скорость).
4.5 Выводы
В рамках работ по разработке схемы организации дорожного движения на участке ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Кутякова, включая Привокзальную площадь в г. Саратове было проведено моделирование для существующей ситуации и проектного предложения.
Моделирование проводилось на основе информации об интенсивностях транспортных потоков, полученных при помощи натурного обследования г. Саратова. Моделирование проводилось для утреннего (08:30-09:30) и вечернего часа пик (17:00-18:00).
Моделирование существующей ситуации показало, что существенных задержек в движении транспортных средств по рассматриваемому участку не возникает. Однако, движение по рассматриваемому участку является нерегулируемым, что является небезопасным. Кроме того, было выявлено, что ТС, движущиеся по ул. Аткарская и желающие повернуть налево на ул. Московская, вынуждены совершать объезд круговой развязки на Привокзальной площади с последующим поворотом направо с ул. Аткарская на ул. Кутякова.
Для устранения задержек, связанных с данным маневром, а также для повышения безопасности движения на перекрестке было разработано проектное предложение, предусматривающее:
- Канализацию движения на перекрестке ул. Аткарская – ул. Большая Казачья.
- Перевод участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двухсторонний режим, при этом в каждом направлении предусмотрено по две полосы движения.
- Перенос остановки Ж/д вокзал в восточную часть круговой развязки на Привокзальной площади.
- Обустройство карманов для остановки Ж/д вокзал на ул. Аткарская.
- Канализацию движения по круговой развязке (уменьшение количества полос в западной части развязки до трех со смещением оси улицы ближе к центральному островку).
- Обустройство парковочного пространства на освободившемся пространстве от канализации перекрестка ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и канализации движения по круговой развязке.
- Обустройство светофорного объекта на перекрестках ул. Большая Казачья – ул. Аткарская и ул. Московская – ул. Аткарская, а также обустройство светофорного объекта при выезде с круговой развязки при выезде с Привокзальной площади.
Для проектного предложения было проведено моделирования как для утреннего, так и для вечернего часа пик. В результате проведенного моделирования было выявлено, что задержки уменьшаются для ТС, следующих со всех направлений. Уменьшение среднего времени задержки связано с обустройством светофорных объектов на перекрестке, канализацией движения на перекрестке ул. Аткарская — ул. Большая Казачья, ул. Аткарская – ул. Московская, ул. Аткарская – ул. Кутякова, также с канализацией движения по перекрестку ул. Большая Казачья – ул. Кутякова и переводом участка ул. Аткарская от ул. Большая Казачья до ул. Московская в двухсторонний режим.
Таким образом, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» рекомендуется к реализации представленное проектное предложение.